Фото: из личного архива Абыла Кекилбаева
Абыл Кекилбаев – первый и пока единственный казах, работавший в секретариате ИКАО, то есть Международной организации гражданской авиации. Его также знают как внука талантливого писателя Абиша Кекилбаева, хранителя его наследия и продолжателя его творчества. Корреспондент Ult.kz поговорил с героем о воспитании, полученном от деда, и его гражданском облике.
«Написанное не исправляет и не переделывает»
Я – последний ребенок, воспитанный моей старшей бабушкой, матерью моего деда. То есть я получил то же воспитание, что и дед Абиш. У наших дедушки и бабушки было две дочери и два сына. Я – сын одного из этих сыновей. Меня с детства воспитывали, как родного. Моя главная задача – быть достойным человеком, не опозорить имя Кекилбай.
Честно говоря, дед раздавал даже свои рукописи своим младшим братьям, которые были рядом с ним. В доме осталось очень мало рукописей. Потому что дед, закончив произведение, к нему больше не возвращался. У него и времени не было. Он радовался, когда выходили книги. Он читал газеты, журналы, другие книги или воспоминания о ком-то, а затем ставил их в свою домашнюю библиотеку. Так они и оставались на память. Он никогда не говорил: «Отбери это» или «Сделай это задание». Похоже, он не придавал этому большого значения.
Что мне запомнилось, так это то, что он сам собирал свои любимые произведения или книги любимых авторов, покупал их, если видел в книжном магазине, и собирал их. После переезда в Астану, когда мы выросли и сменили дом, было заметно, как он переживал за свою библиотеку. Иногда он затягивал переезд, потому что беспокоился о том, как перевезти библиотеку, не нарушится ли порядок книг, не потеряются ли они, если поменять их местами. С детства мы видели, как он придавал огромное значение своей библиотеке, лично контролируя, чтобы ни одна книга не была упущена при переезде из одного дома в другой. Но при переезде в Астану мы сдали много книг в школьную библиотеку. Среди них были и те, которые он собирал еще со студенческих времен. Если дома было несколько экземпляров старых или недавно изданных книг, он отдавал лишние в школу рядом с домом, чтобы они были доступны другим. Он сдал в библиотеку школы, где я учился, ряд своих книг и книг казахских писателей.
Потому что в то время многие книги были редкостью, и, несмотря на то, что они были в программе, читатели не могли их найти. Поэтому он хотел, чтобы эти книги были доступны. Кроме того, говорят, что некоторые собирали очень ценные или редкие книги. А дед искал такие книги. Если их не было, он запрашивал их у других зарубежных издательств. Но найденную книгу он не оставлял себе. Он делал копию, оставлял себе необходимое, а саму книгу часто возвращал в Пушкинскую библиотеку в Алматы. Он брал то, что ему нужно, делал пометки, работал, а затем возвращал книгу. Несколько раз, когда я спрашивал: «Почему вы возвращаете эту книгу, ведь она такая редкая, ее трудно найти?», он отвечал: «Главное, чтобы она была доступна. Завтра другие люди смогут получить здесь сведения, информацию и сделать другие выводы. Поэтому эта книга должна храниться в библиотеке, а не у меня». Они также могут обеспечить сохранность книг в библиотеке, ведь старые книги хранить трудно. Я с детства видел, как он понимал это и действовал соответственно.
Самое главное, он много читал. Он читал, подчеркивая строки в книгах. Если открыть некоторые книги дома, и посмотреть на подчеркнутые места, я до сих пор не понимаю, по какой системе он это делал. Но во многих книгах есть пометки его мыслей. Дед читал книги очень быстро. Он читал несколько книг в день. Но иногда он читал не спеша, подчеркивая строки, сравнивая информацию из разных книг. В такие моменты, как я понимаю, он готовился к написанию чего-то нового, использовал это для создания произведения. Потому что, когда приходило вдохновение, он не мог остановиться и писал на любой попавшейся бумаге. Пришла мысль – записывал в блокнот. Потом брал оттуда и писал. Самое интересное, что он печатал произведение, проверял его и больше не трогал. Есть же писатели, которые годами ищут одно слово, некоторые переписывают одно произведение по нескольку раз и снова издают. У деда такого не было. Когда мы смотрели некоторые его рассказы, особенно переводы, мы спрашивали: «Почему вы не изменили их, не доработали?». Многие из них были переведены в советское время, и, возможно, тогда были какие-то ограничения. Когда мы говорили об этом, он отмахивался, говорил: «Забудьте, не думайте о прошлом, больше внимания уделяйте новым произведениям». Конечно, он писал, работая. Многие его произведения были написаны именно тогда. Дед однажды сказал в интервью: «Если бы я не был писателем, я бы не занимался политикой». Это был его собственный выбор. Потому что, если он хотел писать, он мог писать до 4-5 часов утра. Не уставая, он вставал утром, шел на работу, и в свободное время никогда не скучал от письма и чтения книг.
«Не вмешивается в выбор ребенка, только направляет»
Дед отдыхал, читая книги и занимаясь письмом. Сидя в своем рабочем кабинете, иногда мы слышали, как он играл на домбре. В такие моменты казалось, что он размышляет. Он упорядочивал эти мысли, а затем садился за стол и начинал писать. Я помню, когда он играл на домбре, мы заглядывали в дверь и подходили к нему. А когда он работал, бабушка, чтобы не мешать деду и чтобы маленькие дети не отвлекали его, выводила нас из комнаты. Но даже в такие моменты дед иногда собирал всех детей дома или специально собирал нас, рассказывал веселые истории и воспоминания за дастарханом. Особенно в такие моменты, когда была бабушка, все радовались, и это были посиделки, которые оставались в памяти. Когда дети выросли и разъехались по своим делам, такие посиделки стали реже. Но иногда, когда мы собирались, он баловал нас и рассказывал истории из своего детства. Когда была старшая бабушка, дед тоже вел себя как ребенок, и такие