Песни Назарбека Оразбекова, в каждом произведении которого прослеживается глубокая мысль и особая философия, не оставляют слушателя равнодушным. Такие произведения, как «Зауал», «Лапылда», «Жын ұрады», несомненно, займут достойное место в золотом фонде казахской музыки. Тем не менее, автор и исполнитель песен не ожидает большой славы от своего творчества, сохраняя скромность. «Я люблю записывать музыку в подвале и жить в своем мире», — говорит он. Корреспондент Ult.kz побеседовал с певцом-композитором, поставив целью ближе познакомить слушателей с его творческим миром.
– Назарбек, в сети очень мало информации о вас. Не могли бы вы рассказать о себе подробнее? Откуда вы родом? Расскажите о вашем музыкальном образовании.
– Я родом из Караганды. Хотя мои мама и папа из Каркаралинска, сам я родился в окрестностях Караганды, в селе Уш-Тобе. С 5-го класса учился в специализированной музыкальной школе-интернате в Караганде по специальности «Школа традиционного пения». После школы получил высшее образование в Алматинской консерватории имени Курмангазы по специальности «Традиционное пение».
– Мы знаем вас как автора многих хитов. Ваши песни имеют глубокий смысл, можно сказать, философские. Вы сами пишете тексты песен? Или с какими авторами вы работаете?
– Я сам пишу и музыку, и тексты к своим песням. В 2013 году, когда я только начинал свой творческий путь и участвовал в «Голосе Казахстана», я выступил с песней «Көңіл шіркін». Автором этой песни является Сакен Мусагалиев. С 2015 года я начал писать не только музыку, но и тексты к своим песням. Так родилась моя самая любимая песня «Зауал». Я думаю, эта песня раскрыла мои авторские грани. После этого я сам написал тексты к песням «Лапылда», «Үрей». Мои песни – это моя тайна, моя внутренняя боль. Через написание музыки и песен я снимаю свою боль.
– Недавно вышла энциклопедическая книга «Известная музыка Независимого Казахстана». В книгу вошли имена многих певцов. Но мы заметили, что вашего имени там нет. Вас не беспокоит этот вопрос? Не возникает ли мысли, что вас недооценивают?
– Нет, такой вопрос меня не беспокоит. Я человек, который живет в своем мире, в подвале. Я не хочу ни с кем соревноваться. Я человек, посвятивший свою жизнь музыке. Жажда славы, соперничество с кем-то – это не искусство. У меня нет большого интереса к этому. Мысли вроде «Я не попал в ту книгу, почему меня туда не пригласили» меня не беспокоят. Я пишу свою музыку, свои песни в подвале, гуляю пешком. Я не особо общаюсь с певцами. Я люблю общаться с музыкой и песнями.
В 2020 году со мной связались и сказали, что хотели бы присвоить мне какое-то звание, вроде «Деятель искусства». Я сам отказался. Как в моей песне «Жын ұрады», если бы это звание получали все подряд, какой бы смысл в нем остался? Авторы книги, возможно, не знают обо мне, в этом нет ничего страшного, это меня совсем не расстраивает.
Что касается заслуженной оценки, слушатели сами дадут свою оценку. Мои слушатели – это, говоря по-русски, «ценители». Если из 100 человек 2 человека любят и понимают мою музыку, для меня это уже счастье. Мне иногда пишут: «Я понял такую-то мысль из вашей песни, вы это имели в виду?». Такие отзывы для меня достаточны. Поэтому мысли о том, что меня недооценивают, не возникает. Все хорошо, позитивно, я ни на кого не обижаюсь.
– В одном из ваших интервью вы выразили недовольство по отношению к свадебным певцам. Вы сказали что-то вроде «стремятся заработать легкие деньги на легких песнях». Как вы думаете, можно ли быть успешным в Казахстане, не выступая на свадьбах, исполняя глубокие по смыслу песни? Вы сами поете на свадьбах?
– Мне кажется, нам нужно отличать свадебную сцену от сцены искусства. Было бы хорошо, если бы это различие было четким и ощутимым. Можно сказать, что свадебные певцы захватили сцену. Я считаю, что свадеб
