Фото: Пресс-служба Мажилиса
По данным Министерства транспорта, местные дороги в удовлетворительном состоянии составляют 87 процентов. Однако асфальтобетонное покрытие уложено только на 31 тысяче километров или 44 процентах местных дорог. А на оставшихся 39 тысячах километров или 56 процентах уложен щебень, гравий и грунт. Депутаты считают необходимым пересмотреть критерии оценки качества автомобильных дорог, чтобы дороги, покрытые щебнем, гравием и грунтом, не относились к дорогам в удовлетворительном состоянии. Об этом заявил депутат Мажилиса Нуртай Сабильянов, отметив, что только так мы «будем знать реальное состояние автомобильных дорог местного значения».
Также национальная компания «КазАвтоЖол», где государство участвует на 100%, является национальным оператором автомобильных дорог. Но, по словам Нуртая Сабильянова, она выполняет 2 функции одновременно.
«В частности, контроль за ходом и качеством организации строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог. То есть, она сама строит дорогу и сама себя контролирует», — сказал мажилисмен на прошедшем в нижней палате Парламента Правительственном часе на тему «Развитие транспортно-логистического потенциала страны».
Сабильянов отмечает, что подобная ситуация складывается и в Национальном центре качества дорожных активов.
«Он сам проводит ведомственную экспертизу проектов, сам дает предложения по выборочному строительству и сам выявляет недостатки в работе подрядных организаций. Таким образом, возникает конфликт интересов. А при реализации стратегических задач государства этого допускать нельзя», — говорит он.
Кроме того, депутат отмечает слабость работы местных служб технического надзора.
«Качество выполняемых ими работ вызывает большое недовольство, функции технического надзора выполняются формально», — говорит Н. Сабильянов.
Еще одна проблема – большегрузные машины, разрушающие автомобильные дороги. Это связано с отсутствием необходимого количества автоматизированных станций для измерения весовых параметров грузовых транспортных средств. В стране установлено около 50 автоматизированных центров измерения (7 из них в Астане, 6 в Алматы, 37 в регионах). При выяв