Накануне 180-летия великого поэта и деятеля Абая Кунанбайулы писатель Болат Жунисбеков завершил свой роман-новеллу «Стремление к Солнцу. Абай – Тайна Заманая», состоящий из четырех глав. Ранее автором были опубликованы роман-эссе «У», отмеченный «светом» слова мудреца и обозначенный одной буквой, а также роман-дилогия «отАсу» о первом министре обороны независимой страны, первом Народном Герое, Герое Советского Союза Сагадате Нурмагамбетове.
Читателям также известны сборники исследований и статей писателя, посвященные жизни и творчеству мудреца Абая, под названиями «Свет Абая», «Искра истины», а также книга «Поэты-сыновья Абая». За исследование «Свет Абая», опубликованное к 175-летию Абая Кунанбайулы, он был удостоен международной литературной премии «Алаш». Любители литературы знают автора и по сборникам рассказов и новелл «Шуак» и «Гайып».
В главах своего нового произведения, названных Болатом Жунисбековым «Радость», «Печаль», «Остывание», «Успокоение», он через душевные переживания тысяча первого – Абая и представителя нескольких поколений – Заманая, доносит до сознания мечты и скорби тысяч. Абай, стремившийся видеть свой народ в центре цивилизации, – тайна Заманая: он раскрывает созидательную силу Солнца, то есть Света – знаний и науки. Украшение первой и последней страниц обложки книги рисунками внуков писателя: Аяжан (10 лет), Алсу (8 лет), Самины (7 лет) – свидетельство того, как он «ведет» свое поколение к Солнцу.
Сегодня, уважаемый читатель, мы представляем вашему вниманию предисловие автора к роман-новелле «Стремление к Солнцу. Абай – Тайна Заманая». Рисунок на первой странице обложки книги выполнен внучкой писателя – Болат Аяжан Бериккызы.
Предисловие
НОЧЬ БЕЗ ЛУНЫ
или скорбь тысяча первого
Есть такое выражение – «великие люди рождаются раньше своего времени». По моему мнению, это заблуждение: они рождаются не раньше и не позже, а точно в свое время. Они – светильники, указывающие путь к свету своим современникам, которые «страждут» и тоскуют по своему времени.
«Рожденные» в безлунную ночь – это лучи восходящего рассвета. Они ведут за собой спящий, одурманенный народ. Они указывают путь, как Полярная звезда, помогая отличить правое от левого, чтобы не блуждали напрасно.
Лидеры не сломлены и не подавлены скорбью своего времени. Они не вписываются в устаревшие обычаи, в суету «без головы». Чтобы спящий народ двигался вперед, они проливают свет на «тьму» и открывают «глаза» разума.
Они говорят, что за Луной взойдет Солнце, и приобщают к истине. Они ищут путь из плена тьмы и противостоят косности общества. Они защищают тех, кто стремится к свету, от изношенных, старых обычаев и мышления.
Следовательно, они рискуют головой ради современника, стремящегося к Солнцу и тоскующего по нему: «Если в сердце нет отваги, кто разбудит спящий разум? Если свет не снизойдет на разум, будешь жить как скот», – размышляет великий Абай.
В обществе именно великие личности порождают движение и ведут его к созиданию. Они не вмещаются в «формы» своего времени. Они борются не за себя, а за счастье своего народа, за все человечество.
Без этого движения не будет. «Начало перемен – движение, для движения нужна помощь», – говорит младший брат мудреца Шакарим кажи. Мысли гения перекликаются с «абсолютной идеей» великого философа Гегеля.
Абай родился в то время, когда царское правительство жестоко подавляло: в 1822 году указ «О сибирских казахах» уничтожил ханскую власть, а реформа 1868 года, новый порядок, разрушил султанскую систему управления.
Восстания Саржана султана (1825-1836), Исатая – Махамбета (1836-1838) были залиты кровью. Рана восстания Кенесары, длившегося десять лет (1837-1848) и охватившего почти всю нашу страну, еще кровоточит.
Народ, крепко попавший в «путы» колониальной зависимости, был подавлен, и у него не осталось сил держать оружие. «Сеть» рабства сжималась все туже. «Туда, куда не достанет пуля, не достанет и меч», – гласит народная мудрость.
Когда казах, оказавшийся между двух огней – «огнем» колониализма и невежества, – исчерпал все средства, Абай «вспыхнул звездой на небе тьмы».
Мудрец Абай избрал путь учебы, образования, то есть просвещения: «Солнце Творца сияет, пробужденный разум радуется… Тогда поэт, подпоясавшись, оглянется вокруг. Омывшись от грязи мира, вложит слово в мысль».
Он «невинной» борьбой – путем просвещения – крепко подпоясался: «Словно орел, глядя на степь, взяв в руки горе и печаль, возмущаясь злодейским невежеством, он извивается, корчится».
Абай начал борьбу против невежества и колониальной зависимости словом – «полководца». Он развеивает «тучи» тьмы и указывает путь к свету. Он указал своему народу «пять врагов» и завещал «пять добрых дел».
Поэт, оставивший нетленное наследие своим «неумирающим словом», – вечный спутник казахов. Он обогатил сокровищницу мировой поэзии драгоценными словами, яркими мыслями. Тем самым он прославил свой народ на весь мир.
«Стихи – царь слов, их суть, мудрец, что сплетает из трудного… Каждый стремится к стихам, но лишь немногие выбирают их. Слова, прекрасные как золото внутри и серебро снаружи / Кто из казахов сможет сплести их?..».
Мудрец твердо верит в свой природный дар: «Я сам, бросившись вперед, поднялся на вершину, в казахских словах я никому не уступал… Мой красный язык не имеет суставов, в моих словах есть лето, без мошек…» – так он указывает путь к знаниям и не скрывает своего недовольства.
Говоря об Абае, мысли теснятся, как будто соревнуясь. Они подобны скакунам, увлеченным «скачкой», испуганным «направлением» времени. Иногда они даже пугают, будто норовят вырваться и убежать, не давая себя обуздать.
За какую из них мне бросить «аркан», наложить клеймо… «Считать ли умершим, подумайте, кто оставил после себя неумирающее слово?.. Если после вас останутся ваши слова и дела, вы будете равны умершим, даже если умрете».
Не стоит ли напрасно топтать старую «тропу», поднимая пыль, какой из этих «скакунов» доставит меня к финишу без лишнего шума? Если тот, кого я считаю скакуном, окажется всего лишь конем… слова «кобылы» не будут иметь значения.
В таком случае, рассказ, начавшийся без удержу, может легко разочаровать слушателя. Что уж говорить обо мне, я не посмею украсть драгоценное время читателя, очарованного светом Абая.
Итак, с чего же начать? Когда знакомишься с наследием поэта, становится легче: спешишь передать свою «новизну». А когда «погружаешься» в «море» Абая, чувствуешь, как многого ты не знаешь, и поневоле останавливаешься.
Поначалу я говорил: «Абай огорчен не казахами, а тьмой», «Прежде всего он воспевал – счастье человека», «Писал не для отдельного, а для всех», – это была первая радость от того, что ветер «моря» поэта открыл мне душу.
В целом, мы узнаем о жизни хакима через воспоминания его родных и поэтического окружения. А на самом деле жизненный путь Абая, «что он любил, от чего страдал», ярко отражен в его бесценном наследии.
Поэтому никто не будет «обижаться» на мои первые впечатления. Человек, который дольше «дружит» с мудрецом и беседует с ним, духовно обогащается. Однако достижение «истинного сокровища», покоящегося на дне моря стихов, требует большого труда и ума.
Из бесценного наследия хочется найти «горячий дух, светлый разум, теплое сердце», достаточное для жизни. Духовный мир поэта по-настоящему увлекает. Его сердце – открытое, мысли – глубокие, цели – твердые, и ты сопереживаешь ему.
Ты чувствуешь вместе с мудрецом муки бессмысленного невежества и черной силы… Я хочу поговорить с Абаем хотя бы во сне. Возможно, если буду много думать, я достигну этой цели. Эта мечта теперь не выходит у меня из головы.
Перед сном я представляю благословенное лицо мудреца. Размышляю о стихах и жизни великого поэта. Ведь говорят, что тот, о ком много думаешь, приходит во сне. Я жажду поговорить с ним мысленно и послушать его мудрые советы.
Абай с детства был сообразительным: «Рано проснулся, задумался, не достиг, но увидел