Фото: zhetysai.kz
«Народ и народ уравнивает – образование», — как сказал мудрец казахов Мухтар Ауэзов, воспитание ученика, готового к конкуренции в образовании – наша жизненная цель. В связи с этим Закон Республики Казахстан «Об образовании» предусматривает задачи по дальнейшему развитию системы образования: «Главная задача системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование личности и профессиональные вершины на основе национальных и гражданских ценностей, достижений науки и практики, внедрение новых технологий обучения, информатизация в образовании, выход на международные глобальные коммуникационные сети». Для решения этих задач возникает необходимость в поиске, новом опыте, переходе к новым отношениям каждого учителя. Несомненно, понятно, что одним из условий получения сознательного и качественного образования нынешним молодым поколением является внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс в учебных заведениях. Поэтому своевременное принятие, освоение и результативное использование новых педагогических инноваций, не отставая от научно-технического прогресса, является основной задачей каждого учителя. По нашему мнению, внедрение и реализация инновационной системы управления в учебных заведениях – это задача. Если в любой период, в любое время сказать, что главным лицом в школе является учитель, то на учителя, организатора процесса обучения казахскому языку, который способствует воспитанию казаха, мыслителя, сознательного гражданина, способного конкурировать на мировом уровне, передавать свои знания и воспитательные ценности своей стране и на благо человечества, возлагается ответственная задача. В начале ХХ века Жусупбек Аймауытов сказал: «Преподавание – это не просто привычное мастерство, это искусство находить новое в новом». Достижение цели осуществляется через самого ученика.
Термин «инновационные технологии» сегодня является наиболее часто используемым понятием в педагогике, в учебно-воспитательном процессе. Известный ученый М.М. Поташник дает определение: «Инновация – это эффективное освоение учителем новых методов и технологий обучения при усвоении учебной программы», а Н.Ф. Талызина определяет: «Основная задача при применении инновационных технологий: умение выбирать наиболее эффективные методы для достижения поставленной цели в учебном процессе». Остановимся на трудах казахстанских ученых-педагогов, часто используемых на уроках казахского языка и литературы, знакомых вам:
1. Технология «Трехмерной методической системы» Ж. Караева направлена на развитие творческой деятельности как ученика, так и учителя. Задания по уровням даются в трех уровнях.
Задания 1-го уровня выполняются путем «познания» и применения образца;
Задания 2-го уровня предназначены для анализа и обобщения по измененным заданиям и заданиям предыдущего урока;
Задания 3-го уровня – творческие задания, даются с целью раскрытия способностей учащихся.
Только в образовании заключается сила, способствующая тому, чтобы будущее было светлее настоящего и двигающая человеческое общество вперед. Развитие и процветание любой страны, занятие ею своего места в цивилизованном мире зависит от уровня и направления развития ее национальной системы образования. В настоящее время в нашем суверенном государстве создается новая система образования, ориентированная на мировое образовательное пространство. Это связано со значительными изменениями в истории педагогики и учебно-воспитательном процессе, поскольку изменилась система образования, обновилось содержание образования, появились новый взгляд, новое отношение. Школьная практика показывает, что традиционная методика обучения не гарантирует полного усвоения знаний на уровне государственных стандартов, поэтому возникает необходимость в технологизации для реализации обновленной методической системы в процессе обучения. Одной из главных задач, стоящих перед учителями, является постоянное совершенствование методов и приемов обучения и освоение новых педагогических технологий. Педагогическая технология – это совокупность действий, обновляющая профессиональную деятельность учителя и позволяющая достичь запланированного результата поэтапно. Основная задача педагогической технологии – полное достижение поставленной цели путем активизации учебно-познавательной деятельности ученика. Поскольку образование в основном передается через предмет, то освоение каждого предмета на соответствующем уровне в соответствии с требованиями времени, бесспорно, всегда было самым важным вопросом. Конечно, я