Фото: Ernur.kz
Духовное управление мусульман Казахстана высказало свое мнение относительно калыма, сообщает Ult.kz.
Представители управления отметили, что калым имеет свои особенности и сходства с понятием «махр» в исламском шариате.
Эксперты говорят, что существуют различные точки зрения ученых относительно того, можно ли считать калым в казахских традициях исламским «ма́хром».
Среди ученых существуют разные взгляды на признание калыма «ма́хром»:
— Признание в качестве «ма́хра»: Некоторые ученые, в том числе хорезмские исламоведы, считали калым ускоренной формой «ма́хра». Имам аль-Касани объясняет, что обычай, когда отец невесты получает «ма́хр» и затем использует его для подготовки приданого, является распространенным. — Рассмотрение в качестве подарка: По мнению Ибн Абидина, если калым не был оговорен как «ма́хр», он считается подарком, данным с условием возврата. В этом случае требование приданого для девушки происходит в соответствии с обычаями.
«В казахских традициях калым – это имущество, даваемое за невесту. Если пара разводилась, калым оставался во владении девушки. С этой точки зрения калым можно считать «ма́хром», — говорится в сообщении.
Однако подарки, такие как «труд отца», «материнское молоко», которые даются родителям или родственникам девушки, не относятся к «ма́хру». Также, если отец готовит приданое девушки из собственных средств, это также не считается «ма́хром».
В местах, где калым не выплачивается, для признания брака действительным по шариату, обязательно определение «ма́хра». Даже если «ма́хр» не был определен, брак считается действительным, но муж должен выплатить «ма́хр-мисл» (обычный «ма́хр»).
В заключение, согласно фетве Духовного управления:
1. Калым, выплачиваемый стороной жениха, с согласия девушки может быть отнесен к «ма́хру» и использован для последующего приданого.
2. Имущество (