Фото: РИА Новости / МИД РФ
23-24 октября в Казани пройдет саммит БРИКС. Как стало известно, председательствующий в данной структуре Президент России Владимир Путин пригласил главу Казахстана Касым-Жомарта Токаева на форум в качестве гостя.
Советник Президента РК – Пресс-секретарь Берик Уәли в интервью сайту Tengrinews.kz, отметив, что глава государства выступит на заседании в расширенном составе 24 октября, сообщил: «Президенту поступили предложения рассмотреть возможность вступления Казахстана в структуру БРИКС. Для нашей страны как ответственного и авторитетного члена международного сообщества такое предложение является естественным. Учитывая многоступенчатый процесс рассмотрения вопросов, связанных с членством страны в структуре и перспективами развития этого объединения, Казахстан не будет подавать заявку на вступление в БРИКС ни сейчас, ни в ближайшем будущем», – отметил Берик Уәли, подчеркнув, что Казахстан пока не спешит становиться членом организации.
Фото: Канат Кахарұлы, эксперт
ОТ ЭКСПЕРТА:
Цель стран-участниц – не политическое партнерство
Саммит БРИКС впервые расширился на прошлогоднем саммите в ЮАР, пополнившись пятью странами «глобального Юга» (Global South): Саудовской Аравией, Ираном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Египтом и Эфиопией. Многие эксперты оценивают усиление организации, особенно «объединение стран глобального Юга». Однако БРИКС не может полностью представлять страны глобального Юга. Эта организация не является альянсом безопасности или экономическим альянсом, и ей трудно стать силой, способной конкурировать с Западом в международной системе.
При первоначальном создании БРИКС в организацию вошли Китай, Россия, Индия, Бразилия. В то время отношения между США и Россией, а также Китаем и Индией были относительно мирными, поэтому у стран-участниц не было внутренних или внешних препятствий для создания организации. Однако нынешняя глобальная политика меняется. Она трансформируется из однополярной системы под руководством США в биполярную систему с конкуренцией между США и Китаем. Это особенно заметно в Тихом океане.
Китай стремится представить данную организацию как объединение стран глобального Юга (Global South), инициированное Китаем, и как конкурента странам глобального Севера (Global North), состоящим из западных стран. Однако пока неизвестно, будет ли большинство развивающихся стран признавать Китай в качестве представителя стран Глобального Юга.
В нынешней глобальной политике развивающиеся страны Юга стремятся поддерживать баланс сил в отношениях с мощными странами. Точнее говоря, большинство развивающихся стран от Юго-Восточной Азии до Африки, от Ближнего Востока до Латинской Америки не хотят делать выбор между США и Китаем, они хотят защищать свои собственные интересы. Их присоединение к организации не означает согласие со стратегиями Китая и России. Мы видим это в отказе Саудовской Аравии отправить своего