Фото: открытый источник
Когда я работал в Есильском районном акимате. Однажды в акимат пришли двое-трое турецких предпринимателей. Поскольку аким района А. Мухитбеков проводил совещание в своем кабинете, я, поднявшись на второй этаж по рабочим делам, привел их к себе в кабинет, чтобы они подождали.
Турецкие предприниматели занимаются строительством мукомольных мельниц. До приезда к нам они, похоже, занимались подобным делом в Костанайской и Павлодарской областях. В Есильском районе, где я работал, было много элеваторов для хранения пшеницы. Они собирались привезти станки на несколько этих элеваторов и производить муку высшего сорта.
Хотя их русский язык был не очень хорош, я ясно понимал их мысли и слова. Это были парни с теплым взглядом, знающие многое, рассудительные, с гражданством. Они с гордостью рассказывали, что их мельницы, открытые в вышеупомянутых регионах, сейчас дают качественную продукцию и хорошо работают. Тем не менее, в разговоре они упомянули, что совершенно не удовлетворены людьми оттуда, особенно казахами. Я спросил их, почему. Один из турецких парней, будто разочарованный, махнул рукой:
— Они кафиры (неверные), — сказал он. — Мы не видели, чтобы все казахи, которых мы встречали в этом регионе, от простого человека до руководителя, здоровались с нами или разговаривали по-казахски. Мы провели около полутора лет в этих краях. Они не знают ни языка, ни традиций. У них даже нет мусульманства. Находясь здесь, мы не видели празднования праздника Курбан-айт. Во время Курбан-айта, когда мы искали мечеть и ходили туда, казахов не было видно, мы заметили, что в мечети было много кавказцев. Судя по этому, мы поняли, что казахи этих краев совсем отошли от мусульманства. Один из предпринимателей, смеясь, сказал: «Этот край — край кафиров (регион кафиров)».
Через некоторое время секретарь сообщила, что у а