Если вам нравится внутренний туризм и вы размышляете, как провести последний месяц лета, то отличное предложение – 13 августа в Костанае начнутся праздничные мероприятия, посвященные 145-летию города.
Аким Марат Жундубаев пообещал создать праздничное настроение уже с момента прибытия гостей города – начиная с аэропорта (кстати, полностью отремонтированного) и вокзала. Решать, ехать или нет, вам, но мы выяснили, с каким размахом Костанай отметит свой день рождения.
Зерновая житница
Многие знают Костанай как зерновую житницу Казахстана. Именно так город охарактеризовал президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на межрегиональном форуме с Россией:
«Символично, что сегодняшний форум, посвященный сельскому хозяйству, проходит в настоящей зерновой житнице Казахстана. Костанайская область вносит огромный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны».
Сами костанайцы гордятся этим статусом и мечтают долгие годы удерживать звание кормилицы страны. Но наряду с богатой сельскохозяйственной историей город развивает и машиностроение.
Новый арт-объект
Несколько лет назад город прозвали «Казахстанским Детройтом». Местные жители с этим согласны, ведь почти у всех их друзей или членов семьи работают на местных предприятиях.
В городе живут молодые специалисты, которые стали инженерами благодаря полученной квалификации на местных заводах.
Это чувствуется сразу при первом знакомстве с Костанаем. Гостей при въезде в областной центр встречает большой красочный мурал с изображением машиностроителя. Мурал стал хитом в соцсетях и намекает, в какой город вы направляетесь.
Автор мурала Николай Селютин говорит, что идея пришла к нему очень легко:
«Я хотел создать мурал, который бы отличал Костанай от других городов. Костанай – это центр машиностроения, поэтому я решил остановиться на этом. Я был очень рад реакции местных жителей, поэтому очень счастлив, что идея и ее реализация были высоко оценены».
Откуда такое название?
Молодежь гордится званием Костаная – столицы машиностроения. Автомобильная промышленность в городе начала развиваться в 1982 году, когда начал работать дизельный завод.
Местные жители также говорят, что в те годы Костанай носил звание «города невесток», потому что здесь работала (и до сих пор работает) крупная швейная фабрика «Большевичка». Говорят, что туда обращались с просьбой о работе и мужчины. И их просьбы не остались без ответа. В годы независимости дизельный завод начал восстанавливаться и сегодня является одним из двух крупнейших заводов страны в своей отрасли.
А рабочие заводов Allur и Agromash принесли Костанаю нынешнее звание «Казахстанского Детройта». Оба являются лидерами в своих отраслях. Первый – по выпуску легковых автомобилей, а второй – в сфере производства сельскохозяйственной техники.
Успехи в индустрии
Чтобы понять масштаб достижений костанайцев, стоит обратиться к статистике. Например, на заводе Allur, где полтора года назад работало около 2000 человек, сегодня трудятся около 3500 человек. В прошлом году завод выпустил более 90 тысяч автомобилей.
«Мы постепенно завоевываем доверие производителей и владельцев брендов. Мы начинали с малых шагов и уделяли особое внимание качеству. Наша цель – обеспечить казахстанцев высококачественной продукцией. Постепенно нашу работу начали признавать крупные бренды и автолюбители», – говорит руководитель отдела локализации производства Адиль Шайкемелов.
Благодаря заводу в Костанае появилась возможность выпускать всемирно известные автомобили марок Chevrolet, Kia, JAC, Hongqi, Jetour и Skoda. По рейтингу «Автомобильного союза Казахстана» все они входят в десятку самых популярных среди казахстанцев, а первые два бренда – в тройку самых продаваемых.
Молодые инженеры говорят, что средняя зарплата на заводе значительно выше средней по области и на данный момент составляет около 378 614 тенге.
Еще одно градообразующее предприятие Agromash обеспечивает всю страну сельскохозяйственной техникой, поэтому не нуждается в представлении. Например, в прошлом году здесь было выпущено более 1200 отечественных тракторов и комбайнов. А тракторы марки LOVOL стали самыми продаваемыми в стране.
Ежегодно на заводе выпускается около 250 тысяч узлов и деталей, часть из которых производится в собственном литейном цехе.
«В прошлом году мы на