Фото: Из архива героя
Сегодня немало людей, внесших вклад в развитие страны, в преклонном возрасте живущих простой, скромной жизнью. Недавно мы узнали, что в Туркестанской области проживает пенсионер-шахтер, полный кавалер ордена Трудовой Славы, бывший депутат Верховного Совета СССР Дүйсенбай Пайзиев.
Мы попросили Дүйсенбая ата, которому скоро исполнится восемьдесят, вспомнить, как он впервые спустился в шахту.
– Я родился 24 марта 1947 года в селе Атабай Туркестанского района (бывшей Южно-Казахстанской области) нынешней Туркестанской области. В 12 лет умерла моя мать, отец создал новую семью, а я вырос на попечении моих дядей. Я рано начал работать. После окончания школы в 1964 году приехал в город Кентау. Мой план устроиться на шахту не удался, и мне пришлось работать на стройке. Поскольку на шахту принимали только с 18 лет, меня направили на стройку. В 1966 году я устроился на работу в Западный рудник Ащысайского полиметаллического комбината. Сначала моим наставником был проходчик Ермахан Айдайкиев, я получил его советы и опыт. Спуск в шахту сначала был трудным, но мы прошли предварительную подготовку перед началом работы. Мы также научились соблюдать технику безопасности. В шахте ежегодно погибает до 11-12 человек. А получивших травмы и увечья еще больше. Мы были свидетелями всего этого. Поскольку мы все были в одной шахте, мы были едины душой. На шахте работали представители разных национальностей, мы никогда не делились по национальному признаку. Человеческий фактор преобладал в уважении друг к другу. Все мы работали как один человек, вместе проводили отдых. Разделяли горе и радость вместе. В городе работали библиотеки, кинотеатры «Спутник», «Дружба». Были профилактории для отдыха шахтеров, профилакторий экскаваторного завода, профилакторий комбината в Созаке. Куда бы вы ни захотели отдохнуть в Советском Союзе, туда давали путевку.
Стоит отметить, что Дүйсенбай Пайзиев поступил на работу в шахту проходчиком в 18 лет и проработал на этой должности до выхода на пенсию. Профессия проходчика относится к самым тяжелым работам. Поэтому мы спросили Дүйсенбая ата, почему он выбрал именно эту профессию. Шахтер вспоминает об этом так:
– Работа проходчиков и бурильщиков требует физической силы, поэтому она ежедневно сопряжена с риском, и оплата труда среди подземных работ самая высокая. Например, если зарплата машиниста электровоза составляла в среднем 150-170 рублей, то зарплата проходчика – 250-300 рублей, – начал он свой рассказ. – Я никогда не забуду день, когда получил свою первую зарплату. Тогда я почувствовал себя счастливым. Я начал смотреть на жизнь с уверенностью. Я понял, что нельзя учиться ради диплома, нужно формироваться как специалист.
Граждан, пришедших работать под землю, ждали и немало интересных событий и успехов на поверхности. В пыл юности он занимался спортом, в том числе боксом. Не считая себя молодым, он рано создал семью. Он женился на Бейбитай Кадырсизовой, которая работала медсестрой в профилактории Кентауского экскаваторного завода. Занимаясь боксом, будучи проходчиком, он многократно побеждал в городских соревнованиях. А в 1970 году, участвуя в республиканской спартакиаде, проходившей в городе Усть-Каменогорск, он привлек внимание местных специалистов по боксу. Там тренеры предложили ему: «Бросай работу, занимайся боксом. Мы устроим тебя в институт и дадим квартиру». Он рассказал об этом предложении своей жене. Поскольку его спу