… Январь 2015 года. В то время я работал корреспондентом на телеканале «Білім және мәдениет» (Образование и культура). Службы новостей не было. Поэтому мы занимались несколькими передачами одновременно. Иногда успевали сделать специальный проект. Продолжительностью около получаса. Однажды мы искали тему для такого специального проекта. Самым простым было составить список дней рождения известных личностей. Мы составили список выдающихся людей, чья судьба могла бы стать основой для множества книг. Каждый из них был личностью с насыщенной, полной событий жизнью, которая выходила за рамки получасовой передачи, не говоря уже о художественном фильме. Но у телевидения свои требования. В итоге, после долгих размышлений, мы остановились на Балуане Шолаке. Исполнялось 150 лет со дня рождения обладателя невероятной силы, который пел: «Я поднял камень весом в пятьдесят один пуд». Мы не ошиблись в выборе героя. Это мы поняли позже…
В процессе подготовки передачи мы искали потомков борца. Нашли. Внучка Айбат Кудайбергеновна, несмотря на пронизывающий арктический мороз, специально приехала из Буландинского района в Астану и дала интервью. Мы беседовали оживленно около часа. Из этих шестидесяти минут запомнилась одна деталь. Силач, поднимающий быка, о котором пишут в литературных книгах, оказался не имеющим никакого отношения к Балуану Шолаку. Даже то, что гуляет по интернету, по нынешним меркам, было «фейком». По словам внучки, единственная фотография, запечатлевшая подлинный облик борца, была утеряна.
Записав слова Айбат апай, я отправился к своему тогдашнему начальнику, заместителю директора телеканала Жанузаку Керимбекулы. Я хорошо знал, что аға был прекрасным портретистом. Я также знал, что он без колебаний брался за исторические сюжеты, особенно когда дело касалось изображения выдающихся личностей из истории нашего народа. До этого Жанузак Керимбекулы создал сотни портретов Султана Бейбарса, батыра Жолбарыса, Махамбета Отемисулы, Дины Нурпеисовой, Жамбыла Жабаева, серии «Матери-героини» и их современников. Если повезет, к этому списку добавится портрет Нурмагамбета Баймырзаулы. Поздоровавшись и расспросив о делах, я перешел к готовящейся передаче. Постепенно изложив сюжет, я сообщил, что подлинный облик Балуана Шолака Баймырзаулы, который мог бы запомниться потомкам, не сохранился. Поняв суть разговора, аға тепло улыбнулся и сразу же поддержал. Он четко и подробно расписал дальнейший план работы.
Итак, сначала мы снова заставили говорить перед камерой Айбат апай, а затем еще одного внука борца – Шайдоллу Шолака. Несколько раз. Аға был наблюдателем со стороны. Он долго изучал потомков исторической личности. Внешность, характер – все было занесено в блокнот художника.
Днем мы выполняли свои обязанности на телеканале. Вечером аға брал кисть и приступал к портрету. Однажды мы вместе отправились в мастерскую, чтобы взять интервью у Айбат апай. Подняться на пятый этаж было непросто. Но войдя в комнату, мы стали свидетелями неожиданного зрелища. Аға – портретист. Значит, внутри мастерской полно портретов. Было известно, что борец был не простым человеком, оказалось, что сила выдающегося предка передалась и внуку. Увидев множество изображений, бабушка, с трудом поднявшаяся на пятый этаж, подпрыгнула на месте. Молодой оператор, который никогда такого не видел, и я спрятались по углам. Аға сохранял спокойствие. Прошло несколько