Фото: aikyn.kz
«Казахстанская модель» развития, признанная многими отечественными и зарубежными экспертами одной из самых успешных, основана на принципе стабильности. Стабильность как важное условие устойчивого развития любой системы, а не стагнации. За 33 года независимости стабильность и мир стали основой государственной идеологии и главной объединяющей ценностью казахстанского общества. В связи с этим корреспондент Ult.kz проанализировал политическую систему страны.
Важными условиями обеспечения стабильности являются: наличие четкой цели, эволюционность развития, последовательность, четкая структура и разграничение функций между элементами системы, ее гибкость в зависимости от внешних и внутренних факторов и сохранение баланса интересов. Политическая система в Казахстане развивалась по этим правилам.
Так, мы не пошли по пути полной либерализации политической системы, как некоторые наши соседи. Реформы в политической системе проводились поэтапно, с учетом экономических и социальных условий, готовности общественного сознания, развития политических институтов, внешних факторов.
Казахстанские политологи выделяют несколько этапов политического устройства страны. Первые годы независимости стали периодом выработки стратегии, становления государственности, основных принципов политического развития: разделения властей, плюрализма и формирования многопартийной политической системы. Выбор президентской формы правления с жесткой цепочкой управления полностью соответствовал ситуации неопределенности внутри страны. Несмотря на то, что на данном конкретном этапе одним из принципов развития страны был определен «сначала экономика, потом политика», продолжалось создание институциональных основ дальнейшей демократизации. Была создана нормативно-правовая база развития гражданского общества и политических партий.
По мнению экспертов, третий этап политической модернизации можно отсчитывать с 2004 года. К этому времени Казахстан достиг определенных успехов в экономике, улучшилось материальное благосостояние граждан, сформировались контуры гражданского общества. Конституционная реформа 2007 года позволила, сохраняя президентскую систему правления, усилить роль Парламента. Парламент Казахстана получил возможность участвовать в формировании Правительства и контроле за его деятельностью, утверждать две трети состава Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Впервые в истории независимого Казахстана была установлена ответственность Правительства не только перед Президентом, но и перед Парламентом. Введение пропорциональных выборов в Парламент и распределение мандатов для членов Парламента Ассамблеи народа Казахстана способствовали сохранению баланса интересов различных групп населения в системе государственного управления.
Конституционная реформа 2017 года стала очередным важным шагом и логическим продолжением процессов политической модернизации в стране, направленных на усиление роли Правительства и Парламента, создание эффективной системы сдержек и противовесов в политической системе страны.
Три пакета политических реформ Главы государства Касым-Жомарта Токаева продолжили процесс политических преобразований, направленных на расширение ответственного участия граждан в вопросах развития страны. Реализация этих реформ стала возможной благодаря пройденному пути, накопленному опыту, сформировавшейся политической культуре и моделям взаимодействия.
А теперь, что касается вопроса «как развивалась партийная система в стране?», то прежде всего стоит отметить, что политические партии являются одним из институтов политической системы. Следовательно, развитие партий