Фото: dalanews.kz
В Казахстане со временем принимаются решения, которые считаются основополагающими в истории государства. Формируется новая модель власти, идет полная перезагрузка политической системы Казахстана. В связи с этим корреспондент Ult.kz исследовал основные аспекты политических реформ страны.
Поэтапное создание поля для фундаментальных изменений
За последние пять лет в Казахстане прошли очень глубокие процессы демократизации.
Политическая модернизация не может быть осуществлена в короткие сроки. Она включает в себя системные изменения, требующие времени. Поэтому трансформации проводятся поэтапно. На каждом этапе реализуются политические реформы, принимаются соответствующие законы, необходимые на определенном этапе и предназначенные для создания платформы для дальнейших изменений.
Президент начал политическую модернизацию с внесения поправок в законодательство в различных сферах жизни государства. В рамках четырех пакетов политических реформ было принято более 20 законов, что позволило начать новый процесс демократизации. Затем были введены законы, касающиеся сферы образования, развития рынка кризисных активов, многопартийной системы по формуле «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство», направленные на развитие политической конкуренции и плюрализма мнений. Был создан Национальный совет общественного доверия, где была утверждена концепция «Слышащего государства». В Казахстане принята Концепция антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, а также закон о прямых выборах акимов. Все это стало основой для дальнейшей планомерной работы по формированию новой политической культуры, в том числе по основательной трансформации системы государственных институтов, повышению гражданского участия в жизни государства и росту благосостояния народа.
Создание новой модели государственного управления
Послание Президента народу Казахстана положило начало новому этапу государственного строительства. В ходе Послания глава государства выдвинул очередной пакет политических реформ, в котором наметил окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. Вместе с тем, Касым-Жомарт Токаев заявил о намерении уравновесить полномочия государственных институтов путем реформирования деятельности двухпалатной Парламента, а также создания Конституционного Суда. Также говорилось о переходе к смешанной пропорционально-мажоритарной модели и упрощении процесса регистрации партий. Все эти изменения были реализованы путем внесения поправок в Конституцию Республики Казахстан, проведенных в прошлом году через проведение Конституционного референдума. 77,18 процента избирателей проголосовали за внесение изменений в Конституцию. Кстати, в Основной закон страны было внесено 56 поправок в 33 статьи документа, то есть обновлена почти треть Конституции.
По итогам референдума были внесены поправки в 7 конституционных законов. Результатом их принятия стало перераспределение президентских полномочий на другие институты власти, переформатирование представительной ветви Парламента, совершенствование избирательной системы путем введения выборов депутатов Мажилиса по партийным спискам и одномандатным округам, и укрепление институтов прав человека.
Начал работу Конституционный суд по усилению защиты прав граждан, где теперь каждый гражданин может напрямую защищать свои права и свободы. Высшая счетная палата получила новый статус и полномочия. Ее председатель теперь дважды в год отчитывается перед Мажилисом Парламента.
Таким образом, сформирована совершенно новая модель государственно-политического устройства с оптимальным балансом между ветвями власти. Охарактеризовывая ее, Государственный советник Республики Казахстан Ерлан Карин отметил, что это обеспечит планомерный переход власти, предсказуемость и стабильность политической системы, в целом