Фото: pm.kz
Первый вице-премьер Роман Скляр в интервью сайту Primeminister.kz объяснил причины введения утилизационного сбора. До вступления страны в ВТО таможенная пошлина на автомобили составляла 30%, средства поступали в бюджет.
«Казахстан, вступая в ВТО, взял на себя обязательства и открыл свой рынок. Таможенная пошлина составила 15%. Однако, находясь в едином экономическом пространстве с Российской Федерацией и Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы не могли остаться в стороне. Они ввели утильсбор, в ответ мы тоже ввели этот платеж. Но затем в Экологическом кодексе появилась норма, что отдельный оператор РОП будет управлять средствами, поступающими от этого косвенного налога. Ситуацию исправили в 2022 году, сейчас государство является прямым бенефициаром от имени АО «Жасыл даму» Министерства экологии и природных ресурсов», — сказал он.
Первый вице-премьер отметил, что средства, поступающие в виде косвенного налога, прозрачно расходуются на нужды государства и граждан. АО «Жасыл даму» ежегодно отражает это в своих отчетах.
Вместе с тем решаются и другие задачи по обновлению отечественного автопарка, формированию отрасли переработки отходов и развитию собственного производства.
Так, в 2022 году на льготное автокредитование было направлено 100 млрд тенге, на лизинг автобусов – 30 млрд тенге. На лизинг тракторов и комбайнов в 2023 году выделили 50 млрд тенге.
Кроме того, на финансирование перерабатывающей отрасли предусмотрено 265 млрд тенге, из которых: 185 млрд – на строительство заводов по переработке отходов, 50 млрд тенге – на обновление основных средств МЧС РК, 15 млрд – на лизинг автобусов, 10 млрд – на закупку противопожарной техники для лесных учреждений и природоохранных организаций.