В 1839 году в одном из самых известных журналов Москвы того времени, «Современнике», был опубликован героический и трагический эпос молодого, еще не очень известного писателя Петра Ершова под названием «Сюзге. Сибирская легенда». Этот писатель был автором знаменитой в будущем сказки «Конек-Горбунок». Несомненно, в то время российские читатели с интересом читали легендарный эпос о казахской девушке Сюзге, повествующий об исторических событиях. В основе произведения лежат противостояние между Сибирским ханством и атаманом Ермаком, многолетняя война и политика освоения Сибири русскими.
Общеизвестно, что Ершова к написанию этого эпоса подтолкнул Петр Словцов, знаток истории Сибири и уроженец этого края. Кроме того, он находил и использовал в своем произведении сведения о событиях, записанные со слов жителей этого региона и сохранившиеся в старинных летописях. Однако, прежде чем углубляться в детали, давайте сделаем обзор истории того времени. Итак, приступим.
В свое время территория Сибирского ханства простиралась на Западную Сибирь и северные регионы современного Казахстана, а его столица, город Искер, располагалась в месте впадения реки Тобол в Иртыш. Основными жителями ханства были представители казахских родов Аргын, Кыпшак, Керей, Жалайыр, Найман, Уак и других. Эти роды составляли основу ханства и поддерживали его. Помимо них, проживали небольшие группы вогулов и астяков (предков нынешних ханты-манси).
Этим ханством правил хан Кучум, который сам его организовал и создал, неустанно борясь с различными врагами. Если обратиться к исторической правде, то его можно назвать одним из великих казахских ханов. Русские историки дореволюционного периода, такие как Н. Карамзин, А. Левшин, П. Небольсин и другие, исследовали и писали о хане Кучуме как о представителе казахского рода.
Даже наш великий ученый Шокан Валиханов писал: «Кучум был султан киргизский» (что читается как «казахский султан»). Хан Кучум родился примерно между 1510 и 1520 годами в северных регионах нынешнего Аральского моря. В молодости, с небольшим отрядом своих воинов, он переселился в Сибирь, воевал с местными разрозненными племенами, объединяя и организуя их, и создал свое ханство. За двадцать лет своего существования ханство значительно усилилось и развивалось. Все богатства Сибири находились в руках казахских племен. Хан принес цивилизацию в отсталую Сибирь, направил кочевые народы этого края в исламскую веру. Он установил торговые отношения с Саураном, Бухарой, Ургеничем, Крымом, Персией. В свое время он был очень богатым человеком. Его вполне можно назвать «Сибирским Крезом» того времени.
Именно у этого могущественного и знаменитого хана была любимая жена – ханша Сюзге. Сюзге была дочерью найманского султана, державшего в своих руках Ишимскую степь. Поэты и певцы ханского дворца высоко ценили ум, красоту, человечность и храбрость Сюзге. Даже в песнях ее воспевали: «Красотой с которой могла спорить лишь утренняя звезда Шолпан».
В эпосе поется:
«Но на всей земле сибирской,
Нет прекраснее Сузгуна».
Хан построил для своей любимой молодой жены специальный деревянный городок рядом с Искером. Он отдал ей множество наложниц, слуг и поставил своих нукеров охранять городок. Местонахождение этого городка до сих пор видно как большой холм рядом с нынешним городом Тобольск. Возможно, вы его видели. Местные жители называют его «Сюзге-Тура» (что означает «стоянка Сюзге»). Само название ясно указывает на его казахское происхождение. Городок был окружен крепким, сложенным из бревен частоколом. На башнях по углам стояли вооруженные воины с луками и копьями. Внутри этого крепостного городка