В настоящее время среди родителей и в педагогической среде часто звучит диагноз «задержка психического развития» в отношении развития детей. Специалисты говорят, что существует ряд факторов, влияющих на это.
«Задержка психического развития» – это отставание в психическом и речевом развитии у детей. Это означает период, когда ребенок поздно начинает говорить, испытывает трудности с логическим мышлением, восприятием и анализом информации, а также сложности в общении со сверстниками и взрослыми.
По мнению специалистов, чем раньше родители выявят признаки отклонений у ребенка, тем выше вероятность его полного восстановления.
Согласно статистическим данным, представленным Управлением образования Акмолинской области, к концу 2022-2023 учебного года в области было зарегистрировано 3528 детей с задержкой психического и речевого развития. В настоящее время этот показатель не уменьшился, а скорее увеличился.
«Полные причины аутизма и задержки психического развития у детей в мире не установлены, медицинского лечения также нет. Здесь проводится психокоррекция, педагогическая коррекция. Поскольку за последние 5 лет наблюдается значительный рост, существует и дефицит специалистов», – заявила министр здравоохранения Акмарал Альназарова на заседании комитета по социально-культурному развитию Мажилиса 18 марта.
По словам нейропсихолога из Караганды Назгины Мырзакызы, на появление диагнозов «задержка психического развития» у детей влияют такие факторы, как отсутствие планирования беременности, стресс до и после родов, а также развитие ребенка после рождения.
Чаще всего на речевые и психологические отклонения у ребенка влияют факторы, предшествующие рождению. Среди них можно отметить гипоксию (недостаток кислорода) во время развития плода в утробе матери, а также перенесенные будущей матерью инфекционные заболевания во время беременности.
Опасными для младенца являются стремительные роды у матери или обвитие пуповины вокруг шеи младенца во время родов, а также врожденные травмы, такие как деформация позвоночника.
Специалисты предупреждают, что если ребенок в возрасте 1,6 года не может жевать пищу, не проявляет интереса к игрушкам, совсем не издает зву