Общественный фонд «Әділдік және Өркендеу» провел в Алматы стратегическую сессию по теме «Система ОСМС: проблемы и пути их решения», сообщает «Ұлт ақпарат».
В мероприятии приняли участие эксперты отечественного здравоохранения, такие как Куаныш Керимкулов, Кайргали Конеев, Ерлан Нурпеисов, представители общественных и медицинских организаций, заместитель председателя правления ФСМС Гульжан Шайхыбекова, заведующая отделом Управления общественного здравоохранения города Алматы Лейла Имангалиева и региональные активисты Фонда.
Цель системы ОСМС – сделать медицинскую помощь доступной для населения и снизить финансовую нагрузку на государство. Однако в настоящее время многие казахстанцы недовольны качеством медицинской помощи, а представители медицинских учреждений говорят о неэффективности системы страхования.
На расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что, несмотря на пятилетие запуска обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), качество медицинской помощи не улучшилось, а многие услуги по-прежнему недоступны. Президент сказал: «Несмотря на то, что бюджет отрасли за эти годы вырос в два раза, во многих случаях ресурсы расходуются неэффективно».
Проблема медицинского страхования особенно актуальна для граждан, уплачивающих страховые взносы. Об этом свидетельствуют предварительные результаты социального мониторинга, проводимого Общественным фондом «Әділдік және Өркендеу». 84% его участников – это граждане, которые платят взносы и хотят получать за это качественные услуги.
Однако в настоящее время уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг низок:
* Почти половина респондентов (около 48%) вынуждена пользоваться платными медицинскими услугами, и только 35% (каждый третий) лечатся по полису ОСМС;
* Только около 25% пользователей услуг ОСМС оценивают их качество как хорошее, а более 45% – как плохое, около 20% считают качество услуг ОСМС удовлетворительным;
* Только 15% оценили доступность системы как «хорошую и очень хорошую», около 30% оценили ее как «недоступную и неудобную», а оставшаяся доля респондентов считает доступность и удобство системы средними.
* Почти 60% респондентов отметили, что не заметили положительных изменений в качестве и доступности медицинских услуг, а около 15% оценили доступность и качество медицинских услуг как ухудшившиеся.
Участники социального мониторинга указали на следующие проблемы в сфере здравоохранения:
* Нехватка участковых врачей (около 40% опрошенных)
* Низкая квалификация врачей (более 30% опрошенных)
* Отсутствие бесплатных стоматологических услуг (более