ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Духовность » Противопоставление религии и традиции – необоснованное дело

Противопоставление религии и традиции – необоснованное дело

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 февраля, 2024
in Духовность
0

Недавно в духовном пространстве произошли два важных события. Первое – конференция муфтията в Туркестане, который объявил 2024 год «Годом ценностей религии и традиций». Второе – специальное собрание на эту же тему, организованное газетой «Egemen Qazaqstan». Поскольку я не смог принять участие в обоих мероприятиях по разным причинам, я решил представить статью, которую можно рассматривать как размышления представителя общины или взгляд представителя гражданского общества на актуальную проблему развития нации.

Нильс Бор сказал: «Противоречие простой истине – ложь. Но глубокой истине может противоречить другая глубокая истина». Религия, вера и традиции – это пространство глубоких истин. Однако в современном казахском обществе среди граждан с разным уровнем подготовки активно идут дискуссии на тему религии и традиций, их точек соприкосновения и противоречий.

Это закономерное явление, обусловленное развитием нации и особенностями времени. Во-первых, нация, едва не утратившая свою религию и традиции в результате идеологического давления в составе империй на протяжении длительного времени, нуждается в прочной культурной опоре и четком духовном ориентире, чтобы выдержать испытание глобализацией и достойно пройти через жернова времени. Во-вторых, главная особенность современности заключается, с одной стороны, во влиянии новых технологий и искусственного интеллекта на жизнь человека, а с другой – в описании мира как изменчивого, хрупкого, непредсказуемого и тревожного, что передается английским акронимом BANI.

Как показывает история человечества, вооружение новыми технологиями требует нового уровня ответственности. Самый яркий пример – ядерные технологии. При правильном использовании они приносят огромные блага, а при неправильном – могут привести к катастрофе. То есть, по мере совершенствования технологий и вооружения ими человечества, стоимость правильных или неправильных решений растет, и значение культуры и духовности будет только возрастать. С другой стороны, в мире BANI важность ценностей и воспитания становится все более очевидной для того, чтобы не отклоняться от стратегического направления развития, то есть от пути человечности. В этом отношении мы еще раз склоняем голову перед мудростью и дальновидностью нашего великого предка аль-Фараби, который тысячу лет назад говорил о необходимости параллельного развития образования и воспитания.

Если мы обратимся к истории развитых стран, то увидим, что принципы религии, которых придерживались их предки, и основанные на них этика и мораль сыграли огромную роль в становлении государства и развитии общества. Кроме того, неписаные обычаи и традиции также играли особую роль в формировании общих правил совместной жизни. В социологии, экономике и политологии они, наряду с религией, называются неформальными институтами. Влияние этих институтов на развитие общества, принятие решений и поведение людей в последние годы глубоко изучается. Ярким примером является проект «Исследование мировых ценностей» (World Values Survey), который проводится с 1981 года. Это масштабное исследование охватывает около 100 государств. Его 6-я волна (2011 год) и 7-я волна (2018 год) проводились и в Казахстане.

В последние годы отечественные ученые также активизировали исследования в этом направлении. Ведь упомянутая эволюция, безусловно, касается и нас. Два года назад прошла конференция юристов. Один ученый выступил с докладом, в котором утверждал, что истоки законов и правил в нашей истории начинаются с «Каска жолы» хана Касыма, «Ескі жолы» хана Есима и «Жеті жарғы» хана Тауке. В связи с этим я сказал: «Тогда по каким правилам жило казахское общество до «Каска жолы» хана Касыма? Безусловно, это были ясы Чингисхана, исламское законодательство, пришедшее за несколько веков до этого, и национальные традиции, формировавшиеся на протяжении тысяч лет. Все это – источники трех сборников законов Казахского ханства, упомянутых выше». То есть, наши великие бии, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, также учитывали все это при принятии решений.

Как сказал великий Абай: «У традиции есть передовое, есть и устаревшее», каждая нация, каждое общество время от времени избавляется от обычаев и правил, препятствующих его развитию. В развитии государства это осуществляется через эволюцию законов.

150 лет назад один американский мудрец сказал: «Закон должен быть как сшитая одежда для растущего человека: если он слишком тесен, он будет стеснять тело и препятствовать росту, но если он будет слишком свободен, человек может споткнуться и упасть». Принципы и правила мировых религий, ниспосланных в священных книгах, стали духовной основой для вывода человеческого развития на новый уровень, охватив почти все сферы жизни, по сравнению с дорелигиозными верованиями. В то же время мировые религии сыграли решающую роль в формировании основ морали и этики в цивилизациях, определяемых границами распространения этих священных книг.

В этом контексте стоит отметить, что исламское законодательство в свое время было систематизировано и подробно записано. В связи с этим считаю необходимым перевод на казахский язык книги Бурхануддина аль-Маргинани, ученого из Центральной Азии XII века, «Аль-Хидоя». Ведь из содержания этой книги мы можем увидеть, насколько всеобъемлющим было исламское законодательство в период с VII по XII век. Например, уже в те времена существовали сложные нормы, такие как отношения между владельцем капитала и управляющим, трудовые споры, права женщин и имущественные права.

Вероятно, важную роль сыграла и всеобъемлющая система, способная дать ответы на многие вопросы, волновавшие людей, при принятии ими этих мировых религий, исповедуя различные верования.

Говорят, что основное отличие религии от философии и науки заключается в ее незыблемых принципах и основах. Однако, учитывая, что религия является феноменом, служащим развитию человечества, всегда важен вопрос о том, какие ее принципы следует выдвигать на первый план и отдавать им приоритет на каждом этапе развития, и как обеспечить их соответствие традициям и общечеловеческим ценностям. Здесь я говорю не о глубоких философских, мировоззренческих, метафизических концепциях, обсуждаемых между религиозными деятелями и учеными, о чувствах от любви до ненависти, о безднах, охватывающих мир этот и мир иной. Речь идет о проповеди и наставлении среди широких масс.

Разница между обществом тысячелетней давности и современным уровнем человечества огромна. Сегодня каждый человек может получать информацию и видеть события и явления, происходящие в мире, через интернет в режиме реального времени. Одновременно с этим объем знаний ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии. Новые технологии вносят удивительные изменения в жизнь. То есть, средства, улучшающие жизнь и открывающие глаза, и информация растут с огромной скоростью. Но каковы пути передачи религии и традиций, обычаев, воспитания, составляющих основу пробуждения души, в соответствии с этими быстрыми изменениями, с требованиями и желаниями нового поколения? Какие направления незыблемых основ религии нам следует приоритезировать? Как следует доносить точки соприкосновения религии и традиций? Какие традиции являются передовыми? При поиске ответов на эти вопросы нам следует глубоко вникнуть в историю всего мира и в наш собственный путь и извлечь уроки.

Любой человек, осведомленный об эволюции человечества, знает, что вера в существование и единство Творца, который наблюдает и оценивает каждое ваше действие и намерение, и что наступит день, когда вы будете отчитываться перед Ним за свои дела в этом мире, на протяжении многих веков спасала массы от разврата и скотства.

Во всех так называемых развитых странах принципы жизни, вытекающие из этой веры и проясненные в священных писаниях, впоследствии постепенно нашли свое отражение как в законах, так и в обычаях и традициях. Хотя уровень религиозности в этих обществах снизился, эти принципы, впитавшись в законы и традиции, до сих пор выполняют регулирующую функцию как основа общих правил жизни. Приведу несколько примеров в связи с этим.

Первое. Двадцать лет назад я обменялся мнениями по этому вопросу с одним норвежцем. Норвегия, как и Казахстан, является страной, богатой нефтью и газом. По уровню жизни населения она занимает одно из ведущих мест в мире. Тем не менее, о норвежских богачах не слышно никаких негативных историй. Не встречается информации о том, что они занимаются расточительством и показухой. Нет сообщений о том, что их король, его семья, члены правительства покупают роскошные дворцы в Швейцарии, Лондоне, Монако. На вопрос о причине этого норвежец ответил так: «В нашей конституции евангелическое христианство признано государственной религией. В начальной школе учат: «Путь в рай – через труд». Говорят, что у человека, добившегося успеха своим трудом, вероятность попасть в рай снижается, если он занимается расточительством и показухой. Это влияет и на наш образ жизни».

Второе. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер, известный немецкий ученый, оказавший большое влияние на развитие государственного управления и социологии в XX веке, приводит яркие доказательства влияния религиозной этики на экономическое развитие.

Третье. Институциональные экономисты считают, что новое толкование позиций Ватикана по вопросам труда, богатства и бедности на всемирном

Previous Post

На борту самолета «Алматы-Уральск» остановилось сердце ребенка

Next Post

Готовы ли мы к весенним паводкам?

Next Post

Готовы ли мы к весенним паводкам?

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.