Несколько лет назад в нашей стране отмечалось 125-летие выдающегося гражданина, поэта, известного писателя Сакена Сейфуллина. Многие грани жизни этого человека, призывавшего наш народ к образованию и неустанно служившего своей стране, до сих пор остаются неизвестными. Одним из таких неисследованных и не запечатленных на бумаге периодов его жизни является его пребывание в Урджарском крае, где он более полугода вел организационную работу.
«В то время, когда большая часть казахов, спасаясь от репрессий и голода, переселялась в Китай. Он прибыл специально, чтобы остановить переселение и стать движущей силой коллективизации», — говорят старожилы, знающие об этом. Одним из таких аксакалов является Баги Каспакбаева, с которой мы беседовали и представляем сведения, собранные и записанные на бумагу местным жителем Урджарского края Оспанбаем Орынтаевым, опираясь на старые документы. Воспоминания Оспанбая относятся к апрелю 1931 года, когда сельские труженики неустанно работали. Ведь парни и девушки артели должны были в этом году завершить строительство школы, 17 домов, магазина, бани и склада. Строительные бригадиры Сакан Шынгысбаев, Сатыбалды Сабабаев не знали покоя. А прораб В. Давыдов и его помощники Нурсалим Кайыркөбенов, Кожахмет Баташов, Садык Стамбеков руководили работой. В тот год был один осенний день. Люди усердно трудились. Солнце клонилось к закату. Со стороны района стремительно приближались две лошади.
– Кто бы это мог быть? – спросили строители. – Э, наверное, один из обычных представителей, – сказал крепкий парень по имени Кыдырбай Исмагулулы. Запряжены были две рыжие лошади с белыми отметинами. Легкая телега на резиновых колесах. Всего три человека. Они остановились рядом с теми, кто строил дома. Один из них – полный, с горбатым носом, рослый, смуглый человек, нам знакомый. Это председатель Урджарского районного исполнительного комитета Перзадаев. Человек рядом с ним – высокий, плечистый, статный, широкоплечий, красивый смуглый. Густые, изогнутые брови, прямой нос, глаза ясные, как черная смородина. На голове – пушпак-борик. Слезши с телеги, он повесил плащ на предплечье. Мы никогда раньше его не видели.
Узнав Перзадаева, мы вышли навстречу и поздоровались, пожав руки обоим. Поздоровавшись с нами, они подошли к строителям домов и сказали: – Успехов в работе, товарищи! – сказал тот человек. Колхозники хором ответили: «Пусть будет так». Человек, приехавший с Перзадаевым, взял кирпич, замесил глину, начал класть кирпичи, произнося добрые пожелания. Строители восприняли это как добрый знак. Обойдя строящиеся дома, он остановился у уже построенной школы. Осмотрел общий зал и классы. Периодически расспрашивал заместителя председателя колхоза Жиынбая Жатакбаева о хозяйстве. Заглянул и в детский сад при школе. Дети ели. Он внимательно посмотрел на их еду и попробовал на вкус:
– Будьте боль