Президент Касым-Жомарт Токаев сменил двух министров, ответственных за финансовый сектор. В чем причина и чего можно ожидать от вновь назначенных министра финансов Мади Такиева и министра национальной экономики Нурлана Байбазарова? По этим вопросам корреспондент ULT.KZ беседовал с экономистом Бауыржаном Искаковым.
— В чем причина одновременной смены двух министров в финансовом секторе? Почему президент принял такое решение?
— На этот раз изменился состав правительства, и двое из четырех сменившихся министров напрямую отвечают за экономический блок. Это можно расценить как неэффективную реализацию экономических реформ как главную проблему отставки правительства. Потому что президент в своей предвыборной программе, а также в большинстве своих последующих ежегодных посланий четко говорил о необходимости проведения сложных экономических реформ. Однако за этот двухлетний период мы не увидели от правительства реформ, которые принесли бы какие-либо изменения в экономику. Например, президент дал конкретные поручения: «ставка налога на богатых людей и состоятельные компании должна быть выше, а на простых граждан – ниже. Таким образом, можно определить социально-экономическое положение, среднюю заработную плату», но и это не было выполнено. Затем он дал поручение ликвидировать дефицит бюджета до 20 процентов за счет средств «Национального фонда», но и это не было реализовано.
У нас до сих пор не решены такие проблемы, как использование «Национального фонда» как «эффективного способа» покрытия расходов бюджета, выделение средств из пенсионного фонда Национальной компании «Байтерек» и неэффективное использование других источников финансирования.
Кроме того, возвращение незаконно выведенных за рубеж активов осталось на полпути. Для этого также не было принято смелых решений. Затем нет прогресса в развитии производства, в обеспечении занятости путем развития предпринимательства в регионах. Самым большим недостатком правительства можно назвать то, что инфляция 2022 года достигла беспрецедентного уровня, инфляция продуктов питания до 25 процентов, а общая инфляция в республике до 20 процентов свидетельствует о недостатках министерств, ответственных за экономический блок в правительстве. Вот такие ситуации требуют высокой активности в финансово-экономической сфере.
— Как вы думаете, какую работу проделали бывшие министры-«финансисты»?
— Вся их работа сводилась к принятию текущего бюджета, напрямую связывая его с нефтью, и к повседневной работе, такой как цена нефти за баррель и выполнение или невыполнение бюджета.
То, что налоговые реформы и налоговый кодекс до сих пор не приняты, а также то, что бюджетный кодекс в целом не принят, свидетельствует о безрезультатности работы специалистов в этой сфере.
Кроме того, можно привести в пример предложение бывшего Министерства финансов об увеличении ставки налога на добавленную стоимость. Как вы помните, президент впоследствии не поддержал его. То есть, не должно быть такого вопроса, как «ликвидируем дефицит бюджета путем увеличения налоговых ставок». Это показало, что это не развитие экономики, а наоборот, ее торможение. Мы не можем оказать поддержку экономике, повышая ставки. Напротив, налоговый кодекс или общая политика фискальных органов должны создавать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Люди должны стремиться заниматься предпринимательством. Таким образом, мы будем получать доход, развивать промышленность и создавать рабочие места. А какова нынешняя налоговая политика? Сейчас, если открыть бизнес, то его стараются закрыть налогами, штрафами и другими сборами. То есть, заниматься предпринимательством по-прежнему страшно. Все эти вещи показывают, что реформа проведена неправильно.
Затем контроль над мобильными переводами вызвал большой ажиотаж в обществе. Контроль над мобильными переводами – это правильно. Но до сих пор информационная работа, разъяснительная работа не проводились должным образом. То есть, люди, которые это делали, не