Фото: Qaz365.kz
Даурен Куат: Мереке Абдешулы, как вы сами знаете, единство народа, сплоченность – это не те слова, которые можно сказать сегодня, а завтра забыть. Мы должны всегда помнить и крепко держать в сознании внутреннее единство народа, целостность нации. А единство народа, как я понимаю, проявляется в единстве интеллигенции. Что вы думаете?
Мереке Кулкенов: Вы совершенно правы! Без единства, без уважения младших к старшим, старших к младшим – наше будущее может быть туманным. В этом году мы встретили Новый год двумя большими интервью. Помимо интервью Президента, в социальных сетях появились интервью двух писателей. Первое – интервью Мухтара Магауина. Хорошее интервью. В интервью Мухана много слов, заставляющих задуматься. Мы должны признать, что М. Магауин – одна из выдающихся личностей нашего народа. Я считаю этого писателя человеком, внесшим огромный вклад в казахскую прозу, в историю казахской литературы, в целом в историю казахов. Людей, внесших столь значительный вклад одновременно в историю и литературу, у нас можно пересчитать по пальцам. Для казахов значение М. Магауина особенное. Каждое его слово люди воспринимают как ценный совет.
Точно так же и наш второй старший, Дулат Исабеков, внес неоценимый вклад. Особенно в жанрах прозы и драматургии. Мало найдется писателей, подобных Дулату, которые бы так способствовали популяризации казахской драматургии в мире. Только вчера «Берте» как чудесно было воспринято!
Несмотря на это, я думаю, что в интервью этих двух наших старших есть моменты, которые не принимаю не только я, но и вся интеллигенция. Мне не нравятся их склонность очернять усопших, а также наших великих личностей, приписывая им недостатки, и их нежелание признавать друг друга. Например, если спросить: «Кто десять самых великих, самых интеллигентных писателей Казахстана?», то оба они входят в эту десятку. Оба они не уступают друг другу.
Последние работы Мухтара Магауина – четырехтомное произведение о Чингисхане, произведения об Золотой Орде. Сам он говорит, что, устав, закончил эти произведения и теперь берет небольшой перерыв, чтобы отдохнуть. Это огромный вклад в историю казахов, в нашу литературу, культуру.
Мне не нравится, когда из уст таких старших людей исходят мирские разговоры. Поэтому, как младшие, идущие следом, нам следует высказать свое мнение. Во-первых, Турар Рыскулов – выдающийся деятель казахского народа, человек, много сделавший для казахов. Конечно, у него были недостатки. Мы слышим, что в архивах есть немало материалов, касающихся Рыскулова. Но ведь он тоже стал жертвой сталинских репрессий! Разве нельзя простить некоторые его ошибки хотя бы ради этого? Что мы выиграем, если будем однобоко критиковать Рыскулова? Молодежь, не знающая нашей жизни, литературы, истории, воспримет все слова Мухана как назидание. Молодежь может последовать словам Мухана и принять все сказанное им за истину. Например, чем Шерхан Муртаза уступал кому-либо?! Шерага – один из тех героев, кто твердо поднял знамя нашей независимости. Как он требовал от власти, чтобы нашему языку был присвоен конституционный статус? Какие возвышенные слова он говорил! Неужели мы должны обесценить его и вычеркнуть из жизни за одно его теплое слово в поддержку нашего бывшего Президента?
Точно так же и Мухтар Шаханов. Он тоже выдающаяся личность казахского народа, сильный поэт. Начиная с поэмы «Танакөз», текстов к песням, его баллад о Махамбете – как можно все это отрицать?..
Расскажу одну историю. Редакция журнала «Жалын» располагалась у Зеленого базара, в здании Алматинского энергетического управления. Когда я выходил с работы, навстречу мне шел Мухтар Магауин ага. Он сказал мне: «Эй, Мереке, вот сидят твои старшие. Один не смог сказать ничего о Желтоксане. Вот такие мы, казахи, ничего не можем сказать. Только дома что-то бормочем». На следующее утро появилось заявление Мухтара Шаханова о Желтоксане. Как мы можем вычеркнуть труд, мужество такого человека?
Если мы отвергнем художественные произведения М. Шаханова и его вклад в великие дела, заботясь о народе, то в содержании нашей эпохи будет недостаток.
Точно так же и произведения Дулата ага останутся на своем высоком уровне. Я в это полностью верю. Тем не менее, два наших старших, как рогатые быки, доходят до невыносимых споров, пытаясь донести мелкие вещи до внимания и слуха всего народа. По моему мнению, настало время, когда М. Магауин и Д. Исабеков, обладая мудрым словом, должны говорить хорошие вещи о будущем казахов, их литературе, истории, не задевая ничьих чувств, не «судя» прошлое никого, говорить слова, нужные народу.
У казахов был друг у Мухтара ага, писатель Абиш Кекильбаев, который недавно ушел из жизни. Он занимался литературной критикой с детства, еще со школы. Он подвергал критике произведения многих писателей. Но, повзрослев, он прекратил все это. Он никогда не указывал на недостатки других. Он не тыкал пальцем, говоря: «Ты этого не сделал». Он хмурил брови, качал головой и молча шел дальше. Я считаю это большой дальновидностью.
Короче говоря, мне не очень понравилось, что два наших старших начали Новый год с таких противоборствующих интервью. Конечно, сейчас Мухан далеко. Но в эпоху глобализации, где бы ты ни находился, ты не забываешь свою страну. Где бы ты ни находился, ты служишь своей стране. Его вклад огромен. Например, его двухтомное произведение «Золотая Орда» может стать огромным новшеством