Фото: aikyn.kz
В недавно опубликованном «Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года» системе образования отведена особая роль в решении поставленных задач, и это отмечено как один из главных приоритетов. А в отношении ее главного действующего лица и «движущей силы» выдвинут лозунг «От дефицита педагогических кадров к конкуренции за место учителя». Это, в свою очередь, предполагает дальнейшие усилия государства и общества по повышению престижа этой профессии и ее привлекательности для казахстанцев, — сообщает «Ұлт ақпарат».
Миссия учителя всегда и везде считалась особо важной и почетной. Ведь любая профессия, будь то связанная с космосом и высокими технологиями, лечением людей, строительством или организацией пищевого производства, требует необходимого багажа знаний, который закрепляют школьные учителя, а затем преподаватели средних специальных и высших учебных заведений.
За последние несколько лет государство значительно увеличило количество государственных образовательных грантов, выделяемых на подготовку будущих учителей. Если в 2014 году их было 5,8 тыс., то в прошлом году их стало более 8 тысяч, увеличившись почти в полтора раза. Это является хорошим стимулом, особенно для абитуриентов из малообеспеченных семей.
Но увеличение числа молодых людей, поступающих на педагогическую специальность, само по себе не может достичь многого – очень важно, чтобы и количество, и качество этих студентов были высокими. Поэтому Министерство образования и науки Республики Казахстан приняло решение поэтапно повышать минимальный проходной балл для поступления на соответствующие факультеты: в 2018 году он составлял 50, через год — 60, а в прошлом году — 70. Иными словами, не должно быть такого, чтобы на педагогические специальности поступали, так сказать, пресловутые «троечники».
Для повышения привлекательности факультетов, готовящих будущих учителей, было принято решение значительно увеличить «денежное довольствие» обучающихся там студентов. В прошлом году постановлением Правительства Республики Казахстан были внесены изменения в «Правила назначения, выплаты и размеров государственных стипендий». Согласно им, «студентам, обучающимся по педагогическим направлениям образовательных программ высшего образования» ежемесячно выплачивается стипендия в размере 42 000 тенге. Это в полтора раза больше, чем получают все студенты университетов по программе бакалавриата (26 186 тенге). Согласитесь, для студента эта разница весьма существенна.
Выпускники педагогических факультетов стоят на первом месте в списке пяти специальностей (четыре остальные — врачи, социальные работники, работники культуры и спорта, а также ветеринары), которые подпадают под ль