Фото: Akorda.kz
Сегодня, 1 сентября, Президент Касым-Жомарт Токаев на совместном заседании палат Парламента объявил Послание народу Казахстана «Экономический курс справедливого Казахстана», сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на официальный сайт Акорды.
Уважаемые соотечественники!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!
В соответствии со статьей 59 Конституции Республики Казахстан объявляю открытой вторую сессию Парламента VIII созыва.
Уважаемые депутаты!
Поздравляю всех вас с открытием очередной сессии! Желаю успехов в вашей ответственной работе!
После весенних выборов в Парламенте увеличилось число политических партий. Значительно изменился депутатский корпус. Активно приступили к работе фракции политических партий, а также депутаты, избранные по одномандатным округам. Они стали инициаторами многих законопроектов и смело поднимают актуальные вопросы.
Наши депутаты проделали большую работу и летом. Всего за два месяца они посетили более 1200 населенных пунктов, встретились с избирателями, ознакомились с жизнью населения.
Я искренне выражаю всем вам благодарность за вашу плодотворную работу. Думаю, на новой сессии темп работы будет еще выше.
Уважаемые соотечественники!
Как вы все знаете, ежегодно я оглашаю свое Послание народу в начале сессии Парламента. Сегодня это стало доброй традицией. Это имеет особое значение.
Ведь именно в этот момент и именно здесь собираются все представители ветвей власти. Определяется направление работы на предстоящий среднесрочный период. Ставятся конкретные задачи, возлагаются новые обязанности. Парламент, Правительство и другие компетентные органы приступают к работе с новым импульсом. Одним словом, это мероприятие очень важно для слаженной и эффективной работы государственного аппарата.
Сегодня большинство моих инициатив реализовано. Ряд работ продолжается. В связи с этим хочу отметить некоторые меры, которые напрямую повлияли на качество жизни населения.
Например, с 2020 года зарплата учителей выросла в два раза. Значительно увеличились и оклады врачей. Сейчас их доход значительно выше средней заработной платы по стране. Граждане получили возможность использовать часть своих пенсионных накоплений. Около миллиона человек воспользовались благами этого проекта – решили жилищный вопрос, обрели кров. В рамках проекта «Комфортная школа» будет построено около 400 школ. Сейчас в сельской местности строится более 300 объектов здравоохранения. Реализуется проект «Народный фонд – детям». Благодаря ему с нового года на счета детей начнут поступать средства. 8 миллионов гектаров неиспользуемых или незаконно предоставленных земель возвращены в государственную собственность.
Я назвал лишь часть конкретных реализованных мер. На самом деле проделана большая работа, и она будет продолжена в будущем.
Как вы знаете, с прошлого года в стране проводятся масштабные политические преобразования. Всего за полтора года произошли многочисленные изменения. Все вы были свидетелями этого, активно работали над реализацией реформ.
В результате предпринятых мер установлен эффективный баланс между ветвями власти. Система управления перешла к модели президентской республики с влиятельным Парламентом. В стране прочно укрепилась концепция «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Мы должны конкретно реализовать принцип «государство, которое слушает голос народа». Здесь особая роль отводится Парламенту.
Сделаны важные шаги в области защиты прав человека. Ведется масштабная работа по установлению справедливости и верховенства закона. Расширились возможности участия граждан в процессе принятия решений. Политическая культура общества приобрела совершенно новый характер.
Однако, если мы хотим стать по-настоящему развитой страной, мы не должны ограничиваться политическими реформами. Необходимо увязать эту работу с коренными и всесторонними социально-экономическими реформами.
Сейчас в мире обостряется геополитическая ситуация. Несмотря на это, показатели по основным направлениям экономики страны выросли.
В прошлом году валовой внутренний продукт Казахстана составил 104 триллиона тенге. В страну привлечено 28 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это рекордный показатель. Внешняя торговля достигла беспрецедентного уровня – 136 миллиардов долларов. Из них 84 миллиарда – экспорт. Наши внешние резервы приблизились к 100 миллиардам долларов. Это, безусловно, является важнейшей гарантией нашей экономической стабильности.
Конечно, другие страны тоже не стоят на месте, они тоже стремятся вперед и развиваются. Одним словом, мировая экономика и международный рынок труда кардинально меняются. Технологическая конкуренция накаляется. Везде идет борьба за ресурсы. Изменение климата, продовольственная безопасность и демографически устойчивое развитие стали наиболее актуальными вопросами. Одним словом, начался период вызовов и коренных изменений, невиданных в истории человечества.
В этот важнейший момент наша страна имеет все возможности для совершения огромного экономического рывка. Для этого мы должны постепенно перейти к новой экономической модели. Эту работу нужно вести смело. Главная цель – не достижение высоких показателей на бумаге, а реальное улучшение качества жизни народа.
Справедливость, инклюзивность и бережливость станут ядром нашего нового экономического курса.
Новая парадигма экономического развития Казахстана будет основана на эффективном использовании конкурентных преимуществ страны и максимальном раскрытии потенциала основных факторов производства, таких как труд, капитал, ресурсы, технологии.
В новой экономической политике не следует ставить долгосрочные цели, которые вряд ли будут достигнуты.
Все задачи, озвученные в этом Послании, должны быть выполнены в течение трех лет. А для реализации особо сложных задач будут установлены конкретные сроки.
Теперь остановлюсь на основных аспектах реформы, касающейся структуры экономики.
Главная задача сегодня – формирование прочной промышленной основы страны и достижение состояния, когда наша экономика сможет полностью обеспечивать себя сама. Поэтому мы должны уделять особое внимание ускоренному развитию перерабатывающей отрасли.
Мы должны реализовать ряд проектов, имеющих особое значение для судьбы страны. Диверсификация экономики становится еще более важной задачей.
В этой связи следует уделить особое внимание таким направлениям, как глубокая переработка металлов, нефтегазовая и угольная химия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Иными словами, необходимо создать кластер, выпускающий продукцию высокой степени переработки.
Необходимо использовать и туристический потенциал страны. Туризм должен быть в числе таких прорывных проектов. К сожалению, работа в этой важной сфере ведется не должным образом, наша страна отстает по сравнению с другими государствами.
В целом, должен быть подготовлен конкретный перечень, состоящий как минимум из 15 крупных проектов. Нельзя повторять прежние ошибки в этой сфере.
Необходимо четко определить меры по эффективной поддержке проектов и сроки их выполнения. К их реализации следует максимально привлекать иностранных инвесторов и представителей бизнеса нашей страны. Необходимо использовать наше собственное сырье, товары и кадры, то есть все внутренние возможности.
Мы должны перейти к новой модели развития через новую промышленную политику.
Государство совместно с крупными предприятиями должно обеспечить, чтобы все этапы производства проходили в нашей стране. Для этого необходимо использовать различные методы регулирования и стимулирования производственной сферы. Перерабатывающая промышленность должна получать сырье в достаточных объемах по приемлемым ценам.
Вместе с тем, необходимо увеличить долю отечественных товаров при регулируемых закупках и полностью запустить систему офтейка. Доля офтейк-контрактов с отечественными производителями должна достичь не менее 10 процентов. Это означает 2 триллиона тенге ежегодно.
Я поручил в прошлом году внедрить новую систему государственных закупок для решения таких проблем действующей системы, как бесконечные споры, длительные сроки работы, непрозрачность. Правительство разработало новый законопроект. Этот документ должен способствовать экономному и подотчетному расходованию бюджетных средств.
С одной стороны, новая система должна обеспечить дальнейшую поддержку отечественных предпринимателей и, самое главное, оперативное решение накопившихся проблем за счет бюджетного финансирования.
Процесс закупок будет оптимизирован и сокращен, приоритет будет отдаваться принципу «качество, а не цена», то есть будет эффективно предотвращен демпинг, а процессы будут полностью автоматизированы. Впервые в систему государственных закупок будет внедрен подход «от начала до конца».
Прозрачность работы должна быть обеспечена путем применения нового подхода к рассмотрению жалоб и внедрения института общественного мониторинга.
В результате доля отечественной продукции и услуг в сфере регулируемых закупок должна достигнуть не менее 60 процентов в течение ближайших трех лет.
Сегодня многие страны активно применяют меры по защите внутреннего рынка. Даже развитые государства перешли к протекционистской промышленной политике.
По оценкам Всемирной торговой организации, уровень защиты внутреннего рынка в нашей стране низок – всего 128 нетарифных мер. Поэтому мы должны сделать новый и смелый шаг в торговой политике.
Государство обязано защищать отечественных производителей. Это не означает, что наша экономика будет закрыта для других. Наша экономика должна быть всегда открыта для других стран. Но интересы национального бизнеса должны быть защищены.
Как всем известно, в Казахстане хорошо развита горнодобывающая промышленность. Эта отрасль является надежным источником дохода, обеспечивающим рост национальной экономики. Так должно быть и в будущем. Цены на многие металлы на мировом рынке достигли беспрецедентного уровня. Тем не менее, недовольство населения, проживающего вблизи крупных производственных объектов, усиливается. Они жалуются на ухудшение экологии и вред здоровью. Много случаев производственного травматизма и гибели рабочих. Правительство должно принять решительные меры для улучшения технологического и экологического состояния предприятий, системы здравоохранения. Поэтому крупные производственные предприятия должны проходить технологический и экологический аудит каждые 5 лет. Это требование должно быть предъявлено и предприятиям инфраструктурной отрасли.
Геологоразведка требует особого внимания. Для пополнения минерально-сырьевой базы страны в 2018 году были приняты новые законы, касающиеся управления горнодобывающей отраслью. Однако требования закона не выполняются в полной мере. В результате, несмотря на богатство природными ресурсами, крупных геологических открытий давно не было. Ситуацию необходимо немедленно менять.
Систему управления горнодобывающей отраслью необходимо в ближайшее время модернизировать. Во многих странах эту отрасль в основном двигают частные компании. Поэтому привлечение частных инвестиций в крупных объемах максимально поможет раскрыть потенциал этой отрасли.
Для этого налоговые и регуляторные условия должны быть гибкими. Необходимо обеспечить приоритетное право инвестора, проводящего геологические исследования за свой счет, на пользование недрами. Сроки и процедуры, необходимые для согласования проектов, должны быть сокращены вдвое путем внедрения комплексной государственной экспертизы и полной цифровизации. В настоящее время геологические и геофизические исследования проведены на территории страны площадью 1,5 миллиона квадратных километров. Задача Правительства – довести этот объем до не менее 2 миллионов 200 тысяч к 2026 году.
Освоение месторождений редких и редкоземельных металлов, ставших «нефтью нового века», должно стать одним из основных направлений. Страны, сумевшие раскрыть свой потенциал в этой сфере, будут определять направление технологического развития всего мира в будущем.
До конца года мы должны определить нашу конкретную позицию по развитию отрасли. Для поддержки перерабатывающей промышленности иностранные и отечественные инвесторы должны быть освобождены от налогов и других обязательных платежей в течение первых трех лет. Это очень важная мера для придания значительного импульса перерабатывающей индустрии.
Еще один важный вопрос – всестороннее укрепление оборонно-промышленного комплекса. Эта отрасль играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности развитых стран.
В этой связи создание производственного комплекса с высокой долей отечественной продукции, позволяющего снизить зависимость от импорта, является важнейшей задачей.
Наша армия должна быть оснащена высокотехнологичным вооружением и военной техникой, в том числе бронетехникой, беспилотными летательными аппаратами, современным стрелковым оружием.
Необходимо наращивать мощности производственных предприятий, занимающихся оперативным ремонтом техники, и максимально поддерживать отечественные предприятия. У нас есть необходимая материально-техническая база, знания и опыт, а также специалисты. Нужен только заказ от компетентных ведомств.
Следует продолжить работу по трансферу современных технологий и созданию новых производств.
Прямая финансовая поддержка наших предприятий будет осуществляться через Фонд развития оборонно-промышленного комплекса.
Перед нами стоит еще одна очень важная задача. Мы должны добиться реального прорыва в агропромышленном комплексе. Потенциал сельскохозяйственной отрасли огромен. Однако мы до сих пор не полностью используем имеющиеся возможности.
Вокруг Казахстана существуют огромные рынки сбыта продукции. Там наблюдается дефицит качественной пищевой продукции. Стратегическая цель Казахстана – стать одним из основных аграрных центров на Евразийском континенте. Если мы хотим достичь этой цели, прежде всего, мы должны перейти к глубокой переработке продукции. Без этого не обойтись. Мы должны довести долю переработанной продукции в агропромышленном комплексе до 70 процентов в течение ближайших трех лет. Это конкретная задача. Необходимо стимулировать людей к переработке продукции. Для этого нужно пересмотреть налоговую политику.
В этой сфере можно добиться реального прорыва при наличии большего числа крупных компаний. Увеличивая экспорт, мы должны удерживать и внутренний рынок. Поэтому нам нужны предприятия, способные стабильно поставлять на рынок качественную продукцию в необходимых объемах. Было бы целесообразно, чтобы отечественные агрофирмы вошли в число крупных компаний. Также необходимо активно привлекать международные корпорации к этой работе, предлагая взаимовыгодные условия.
Приоритет следует отдавать таким перспективным для нас направлениям, как глубокая переработка мяса, молока, зерна и развитие производственных теплиц. Вместе с тем, не следует забывать о потенциале сельскохозяйственных предприятий нашей страны.
В этом контексте достижения Северо-Казахстанской области, где строится более 100 крупных молочно-товарных ферм, служат примером для многих. Фермеры имеют большой опыт, достаточные кормовые запасы. Кроме того, приняты серьезные меры поддержки. Все это в совокупности дает хорошие результаты. При строительстве птицефабрик, овощехранилищ, предприятий по производству мясной продукции следует руководствоваться этим опытом.
Поддержка малых хозяйств очень важна для развития сельских территорий. Очевидно, что программа «Сельская ипотека» необходима стране. На ее следующем этапе не следует ограничиваться льготным кредитованием. Личные подсобные хозяйства должны объединяться. Необходимо создать условия для этого.
Полный износ и устаревание машинно-тракторного парка стали серьезной проблемой. Сейчас 80 процентов сельскохозяйственной техники изношено. Поэтому необходимо ежегодно обновлять 8-10 процентов техники. В этом контексте целесообразно учитывать интересы отечественных производителей техники и фермеров.
Сейчас усиливается глобальная конкуренция, происходят изменения на товарном рынке. В таких условиях необходимо уделять особое внимание политике сбыта продукции. Сохранение наших позиций на внутреннем и внешнем рынках, сложившихся годами, имеет особое значение. Перед Правительством стоит задача планомерного расширения рынков сбыта экспортной продукции. Необходимо принять соответствующие меры для продвижения и экспорта казахстанских товаров за рубеж.
Современное сельское хозяйство – это высокотехнологичная отрасль. Вы это знаете. Фермеров к успеху приводят не состояние земли или погода, а инновационные подходы. Без опоры на современную науку сельское хозяйство обречено не просто на стагнацию, а на гибель.
Необходимо принять меры для развития аграрной науки и, самое главное, для ее практического применения в сельском хозяйстве. Национальный аграрный научно-образовательный центр необходимо преобразовать в агротехнологический хаб, охватывающий все этапы исследований.
Также необходимо установить полноценное научно-практическое сотрудничество с известными зарубежными агронаучными центрами. Мы поддерживаем частные научно-технологические инициативы. Адаптируем образовательные программы к потребностям сельского хозяйства.
Пришло время провести важную реформу в растениеводстве. Необходимо увеличить виды посевов. Также следует высевать культуры, приносящие большую прибыль. Необходимо постепенно сокращать площади посевов, требующих большого количества воды, и ограничивать монокультуру. Важно обеспечить фермеров местными семенами. Вместе с тем, необходимо решить вопрос выведения и выращивания новых сортов.
Чрезмерное вмешательство государства в вопросы ценового регулирования является серьезным препятствием для развития агропромышленного комплекса. Эту проблему также необходимо решить.
Продовольственная контрактная корпорация должна играть еще более важную роль в стабилизации ситуации. Это учреждение должно при необходимости проводить интервенции и сдерживать рост цен. Продовольственная корпорация должна способствовать созданию полноценной сети частных владельцев на рынке, производящих, хранящих и продающих сельскохозяйственную продукцию.
Следующий вопрос. Прошлой зимой на тепловых электростанциях страны неоднократно происходили аварии. Эта ситуация обнажила нерешенные годами проблемы. Крайний износ инфраструктуры напрямую влияет на качество жизни населения. Он также сдерживает темпы индустриализации. То есть, без модернизации инфраструктуры переход к новой экономической модели невозможен.
Правительство в новом инфраструктурном плане должно открыто показать все проблемы в этой сфере и определить пути их решения.
Необходимо решить и вопрос энергетической безопасности. В этой сфере следует максимально опираться на собственные ресурсы. Главная задача возлагается на сферу электроэнергетики. В течение следующих 5 лет будет введено в эксплуатацию не менее 14 гигаватт новых мощностей.
В этом году завершатся работы по реконструкции первого блока первой ГРЭС в Экибастузе. Все 8 блоков станции, ранее никогда не использовавшей свою полную мощность, будут работать. Сейчас реализуется проект расширения второй ГРЭС, начнется строительство третьей ГРЭС.
В конечном итоге, Казахстан не должен зависеть от импорта электроэнергии, то есть от соседних стран. Наша нынешняя ситуация неудовлетворительна. Это, прежде всего, вопрос государственной безопасности. В целом, с какой стороны ни посмотри, этого нельзя допускать.
Конечно, реализация проектов возобновляемой энергетики также будет продолжаться. Вопрос развития гидроэлектростанций не останется без внимания. Обеспечение электроэнергией, теплом и водой – это единая, тесно связанная система с технологической точки зрения. К ней следует относиться как к важнейшей отдельной отрасли экономики. Нынешняя позиция по этой сфере в основном утратила свою актуальность. Теперь нужны новые решения.
Необходимо кардинально пересмотреть тарифную политику, внедрить новый метод установления тарифов и повысить интерес инвесторов. Всем субъектам естественных монополий следует ввести приемлемые рыночные тарифы на срок до 5-7 лет. То есть, при стабильности цен появится возможность для конкретного планирования инвестиций. Финансовые организации также смогут уверенно кредитовать предприятия. Вместе с тем, необходимо значительно повысить ответственность монополистов. В эту сферу будут внедрены методы цифрового контроля. Через них наши граждане получат информацию о тарифных сметах и инвестиционных программах.
Обеспечение страны газом также является актуальным вопросом. Расширение ресурсной базы товарного газа – главная задача Правительства и национальной газовой компании. Необходимо ускорить строительство новых газоперерабатывающих заводов и максимально использовать мощности действующих заводов.
Нефтегазовые гиганты страны, такие как Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, должны предлагать газ по доступным ценам. Вместе с тем, крайне важно привлечение инвестиций для разведки и освоения новых газовых месторождений.
Электроэнергия, тепло и вода – жизненно необходимые блага. Их следует использовать экономно. Это должно стать новой бытовой культурой. В целом, это требование относится не только к домашнему хозяйству, но и ко всей экономике. Сейчас нельзя расточительно использовать воду. Правительство должно кардинально пересмотреть политику энергоэффективности. В ней должны быть учтены стандарты Организации экономического сотрудничества и развития.
Необходимо постепенно внедрять конкретные нормативные требования по эффективному использованию энергетики и экономии других ресурсов.
К 2029 году основные показатели, связанные с потреблением энергии и энергозатратами, должны снизиться не менее чем
Необходимо прекратить преследование предпринимателей правоохранительными органами. Такие действия запрещены. Но, несмотря на это, я знаю, что они продолжаются. Иногда такая информация распространяется намеренно, и даже может быть ложной. Как бы то ни было, это проблема, которую нельзя игнорировать. Необходимо тщательно обсудить вопросы поддержки предпринимательства, снижения давления под предлогом регулирования отрасли и развития конкуренции. Поэтому в ближайшее время я проведу специальную встречу с представителями бизнеса страны.
Следующий вопрос. Мы должны пересмотреть и обновить макроэкономическую политику. Я только что определил основные направления реформ в отраслях экономики. Главное условие их успешной реализации – макроэкономическая стабильность. Это аксиома. Необходимо координировать финансовую, налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику.
Недостаток инвестиций является главной проблемой, сдерживающей рост экономики. Дефицит инвестиций в будущем приведет к стагнации.
В прошлом году объем средств, вложенных в основной капитал, составил всего 15 процентов от валового внутреннего продукта. Основная причина этого – неактивное участие банков страны в развитии экономики. Такая ситуация вынуждает Правительство заниматься прямым финансированием, выдачей гарантий и субсидий. Этот подход неэффективен, требует больших затрат и противоречит принципам рыночной экономики.
В то же время, когда кредитование реального сектора сокращается, банки увлеклись потребительским кредитованием. Эта ситуация привела к увеличению угроз для финансовой системы и чрезмерной задолженности граждан.
Мое решение о списании необеспеченных кредитов 500 тысяч граждан в 2019 году и недавно принятый закон о банкротстве физических лиц несколько урегулировали проблему. Но для окончательного исправления ситуации необходимо принять новые системные меры. Кроме того, очень важно повышать финансовую грамотность граждан.
В этом контексте стоит особо отметить проект партии «Amanat» «Общество без долгов». Благодаря ему более 20 тысяч человек в 8 регионах страны повысили свою финансовую грамотность. Большинство из них – люди, взявшие 10 и более кредитов. Этот проект за короткое время показал свою эффективность. Поручаю Правительству совместно с партией «Amanat» расширить его масштабы. Польза от проекта «Общество без долгов» должна быть доступна всей стране.
Необходимо решить проблему нехватки кредитов для корпоративного сектора. Экономике нужны деньги. В прошлом году чистая прибыль банков составила около полутора триллионов тенге. А в первом полугодии текущего года превысила один триллион тенге. Банки получили такую прибыль не благодаря эффективной работе, а в основном потому, что Национальный банк удерживает базовую ставку на высоком уровне для борьбы с инфляцией.
Правительству и Парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого распределения этой прибыли с учетом интересов государства. Есть вопросы и по огромным доходам финансовых организаций от покупки необлагаемых налогом государственных ценных бумаг. Здесь нет логики и государственной позиции. Правительство разбирается в этом немыслимом вопросе. Соответствующие поправки в законы будут подготовлены и внесены в Мажилис. Прошу депутатов внимательно их рассмотреть.
В то же время необходимо стимулировать банки к активному участию в корпоративном кредитовании, то есть к поддержке предпринимателей. Кредитование бизнеса должно быть более выгодным для банков с точки зрения пруденциального и фискального регулирования по сравнению с другими видами банковской деятельности. Я понимаю, что это непросто и является сложной проблемой. Поручаю Правительству и органам, регулирующим финансовый сектор, в течение года высказать свое окончательное решение по этому важному вопросу.
Необходимо принять конкретные меры для вовлечения в экономический оборот «неработающих» активов банков на сумму 2,3 триллиона тенге. В связи с этим поручаю создать открытую цифровую платформу, которая позволит представителям бизнеса, желающим приобрести эти активы, получить их и вернуть в экономику.
Для максимальной доступности «долгосрочных средств» для реального сектора необходимо широко применять совместное и синдицированное кредитование. Также не следует допускать, чтобы представители промышленности и предприниматели поглощали все кредиты. Они должны предлагать качественные проекты, обеспечивающие реальную диверсификацию нашей экономики. Для повышения интереса коммерческих банков следует рассмотреть возможность предоставления гарантий институтов развития при финансировании стратегических проектов.
Еще одна актуальная проблема в банковском секторе – концентрация средств в руках нескольких банков. Сейчас в Казахстане 21 банк. Однако кредитованием корпоративного сектора, то есть финансированием экономических проектов, занимаются лишь несколько крупных банков. Поэтому для повышения конкуренции в этой сфере целесообразно привлечь в страну три надежных банка из-за рубежа.
В целом, обеспечение ежегодного роста объема кредитования реального сектора на уровне 20 процентов и выше является важной задачей.
Когда речь заходит об источниках финансирования экономики, часто говорят о необходимости использования средств Национального фонда. Эксперты спорят о соотношении накопительной и развивающей роли Фонда. Конечно, накопление и сохранение средств должны быть основной задачей. Средства Национального фонда обеспечивают значительную гарантию финансовой стабильности в случае непредвиденных вызовов.
Тем не менее, определенная часть средств Фонда может быть использована для финансирования стратегических проектов, определяющих будущее Казахстана. Более того, их следует начать использовать уже сейчас.
Национальный фонд уже финансирует ряд крупных проектов. Однако в процессе отбора этих проектов не хватает системности. Поэтому необходимо обеспечить всесторонний анализ всех предложений, чтобы каждый тенге Национального фонда приносил ощутимую пользу.
Фонд, создаваемый в рамках закона о возврате капитала, может стать еще одним источником «долгосрочных средств». Все поступившие средства должны быть максимально эффективно и прозрачно использованы для решения общенациональных проблем.
Еще одна важная проблема – развитие рынка капитала. В настоящее время в Казахстане действуют две фондовые биржи. В своей работе они часто дублируют друг друга и даже конкурируют между собой. Это излишне для финансовой системы страны. Для увеличения объема и привлекательности внутреннего рынка необходимо рассмотреть вопрос объединения потенциала этих бирж и управления ими из одного центра.
Сохранение стабильности платежных систем также является одной из наиболее актуальных проблем. В прошлом году Национальный банк запустил первую часть национальной платежной системы – систему быстрых платежей. В настоящее время эта система работает в пилотном режиме. Поручаю Национальному банку завершить работу по полной интеграции национальной платежной системы в 2024 году.
Теперь остановимся на еще одном крайне важном вопросе – бюджетной политике. В прошлом году я поручил реформировать бюджетную систему, перейдя от подхода «управление бюджетом» к «управление результатом». Этот вопрос будет решен после принятия нового кодекса. Прозрачность бюджетного процесса, ответственность и самостоятельность его участников возрастут.
В то же время для повышения эффективности бюджетной политики необходимо постоянно использовать новые возможности и подходы. Поэтому поручаю Правительству внедрить в пилотном режиме для нескольких министерств и регионов проект полностью детализированного бюджета.
Далее. В региональной политике проведены важные реформы. В результате внедрен механизм прямого избрания акимов и начата административная реформа. В связи с этим кардинальное изменение межбюджетных отношений является крайне актуальной проблемой. При переходе к новой экономической модели необходимо повысить самостоятельность регионов в бюджетных вопросах.
Передача части доходов от корпоративного подоходного налога и других видов платежей регионам дала положительный результат.
В прошлом году рост доходов регионов превысил 30 процентов. Поэтому на следующем этапе реформы эту норму необходимо распространить и на другие налоги, в том числе на налог на добавленную стоимость. Задача здесь – обеспечить дополнительное поступление в бюджет второго уровня не менее двух триллионов тенге.
В результате поэтапной фискальной децентрализации доля трансфертов из республиканского бюджета в структуре доходов местных бюджетов должна снизиться в среднем до 25 процентов (сейчас этот показатель составляет около 50 процентов).
Кроме того, считаю целесообразным предоставить районным акимам право управлять местным бюджетом. Это необходимо, прежде всего, для оперативного решения проблем на местах.
Помимо этого, необходимо рассмотреть вопрос предоставления регионам права определять льготы по налогам, собираемым в местный бюджет. Эта мера даст большой импульс развитию бизнеса. Предлагаемая инициатива очень важна. В будущем она окажет существенное влияние на успешное развитие регионов. Поэтому все акимы должны думать о пользе и эффективности этого для нашего единого государства при переходе к новой модели межбюджетных отношений.
Есть еще одна важная проблема. Ранее я говорил о дифференциации налоговых ставок в различных секторах экономики. Эта мера обеспечит распределение налоговой нагрузки в зависимости от сложности производства.
Предприниматели справедливо поднимают вопрос и жалуются на сложную процедуру возврата налога на добавленную стоимость. Это негативно сказывается на инвестиционном климате страны. Правительство должно срочно решить эту давнюю проблему. Также необходимо урегулировать порядок предоставления налоговых льгот. Они должны быть целевым инструментом экономических стимулов. Несобранный налог – это недостроенные больницы, школы и дороги. Налоговые льготы необходимо критически изучить и сократить их объем как минимум на 20 процентов. Оставшиеся льготы должны предоставляться по четким правилам, а не привязываться к отдельным проектам и лицам.
Что касается налогового администрирования, то отношения между фискальными органами и налогоплательщиками следует перевести на модель обслуживания. Главная цель должна быть не наказание, а предупреждение.
Необходимо полностью цифровизировать налоговый контроль и сократить формы отчетности на 30 процентов. Количество налогов и других обязательных платежей в бюджет следует уменьшить как минимум на 20 процентов. Платежи, не приносящие существенного дохода, можно полностью отменить, а остальные объединить.
Мы убедились, что введение розничного налога является необходимой инициативой. Учитывая это, Правительство удвоит сферу его применения. Также следует ускорить внедрение прогрессивного налогообложения.
Правительство и Парламент должны принять смелые и всесторонне продуманные решения для пересмотра и изменения налоговой политики.
Следует отметить еще один момент. Интересы и потребности граждан – это ядро стратегии экономического развития Казахстана. То есть, потребность человека всегда будет в центре внимания. Для этого мы должны постепенно отказаться от сырьевой зависимости. Эта работа должна проводиться последовательно.
В стране ежегодно рождается более 400 тысяч детей. К концу года численность населения достигнет 20 миллионов человек. Продолжительность жизни также растет. В прошлом году этот показатель превысил 74 года.
Казахстан – одно из самых молодых государств в мире. Средний возраст наших граждан – 32 года. Треть населения – молодежь.
Задача Правительства – использовать текущую демографическую ситуацию для повышения конкурентоспособности страны.
Основа формирования добросовестного гражданина и состоявшейся личности закладывается с детства. Поэтому мы должны обеспечить безопасную и беззаботную жизнь молодого поколения.
Я, как Глава государства, требую ужесточения наказания за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних.
Дорога, здание, одежда,