Фото: e-history.kz
Я до сих пор помню, как в середине лета 1993 года я присутствовал на грандиозном празднике в честь выдающегося сына казахского народа, батыра Шакшака Жанибека, который проходил в Торгае. В то время Есильский район входил в состав Тургайской области. Позже, когда эта область была упразднена, Есильский, Жаксынский, Державинский (ныне Жаркаинский) районы перешли в состав Акмолинской области. Поскольку приглашения на праздник поступили в каждый район, от нашего района поехали три человека. Однако заранее, за несколько дней, в Тогай были отправлены две юрты, скот для забоя, а также повара и артисты.
Позже от Есильского района в то время поехали аким Амангельды Мухитбеков, его заместитель Мерей Байлин, а также я, отвечавший за внутреннюю политику в акимате. Праздник, длившийся несколько дней, был поистине впечатляющим и шумным. На этом празднике я впервые познакомился с известным в стране писателем Абишем Кекильбаевым и другими поэтами и писателями, сопровождавшими его. Конечно, я хочу сказать не об этом.
На этом празднике я впервые с удовольствием услышал песню акына и певца Асета «Инжу – Маржан». Песня мне очень понравилась. До сих пор я иногда пою эту песню, чтобы поднять себе настроение. Кроме того, у меня есть привычка собирать все встречающиеся мне сведения и материалы, связанные с творчеством акына Асета.
Следует отметить, что талант Асета как импровизатора, певца с голосом, подобным медному колоколу, и одаренного композитора развивался в сочетании с его исполнительским мастерством. Слушая его песни, слушателя захватывает трогательная и мелодичная музыка, уносящая его далеко. Великий акын за свою жизнь написал около пятидесяти песен, создал около тридцати сказаний и эпосов, представил широкой публике более пятисот толгау, тем самым заявив о себе как о чрезвычайно талантливой личности в свое время. Он также был творческим человеком, который в свое время участвовал в айтысах со многими акынами и жырау. Однажды Ахмет Жубанов сказал: «Если исполнение будет соответствовать, песни Асета займут почетное место на казахской сцене».
Ильяс Жансугуров, впервые увидевший и услышавший Асета примерно в 1916 году, в одном из своих высказываний сказал: «Если говорить о Биржане, то он поет песни, взлетая ввысь, гремя. Асет же взлетает ввысь и парит по земле… Это и актеры (исполнители), и авторы (создатели) степной музыки. Нет больше таких импровизаторов. В дальнейшем будет трудно