Фото: Egemen.kz
Законодательная база гражданского общества также развивается. В июле 2020 года была принята «Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года». В ней предусматривается развитие системы участия неправительственных организаций в разработке и реализации государственных программ, оказание помощи НПО в совершенствовании социально-экономической политики государства, – сообщает «Ұлт ақпарат».
Одним из важных направлений Концепции является укрепление сотрудничества между государством, бизнесом и «третьим сектором». Кстати, он называется третьим, потому что, в идеале, он должен быть равен «первому» и «второму» по своей ценности и влиянию, то есть государственному и коммерческому.
Но насколько эти секторы действительно равны и могут ли они сотрудничать на одном уровне? – на этот вопрос спикер ответил следующим образом:
«Прежде всего, мы должны обратить внимание на сферу, в которой наше государство выступает как важнейший институт, регулирующий общественные отношения в стране, отвечающий за выполнение программ, соблюдение законов во всех сферах. В этом плане наш гражданский сектор не может конкурировать с ним, и даже не может быть партнером. Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил, что наша государственная система самодостаточна, государственные органы воспринимают гражданское общество с большим формализмом, а государственный сектор не видит НПО как реальных исполнителей, партнеров в решении государственных задач», – говорит Айгуль Садуакасова.
Первая и очевидная точка, где государство и гражданский сектор не равны – это ресурсы. НПО пока не могут конкурировать с административными и информационными возможностями государственной машины, и это является большим препятствием для развития партнерства.
Есть проблемы и в самом гражданском секторе, он пока недостаточно профессионален и активен для равноправного участия в разработке государственных решений в Казахстане. Хотя эксперты признают, что в последние несколько лет общественные организации стали больше привлекаться к обсуждению государственных программ и стратегических документов. В качестве примера можно привести предложения Национального совета общественного доверия, которые легли в основу законодательных актов и многих президентских инициатив.
Для этого, как показывает опыт разных стран, государство должно в значительной степени делиться с обществом как принятыми решениями, так и реализуемой политикой. То есть, нам нужен не механизм «оплаты» обществу, не приглашение экспертов «за