Фото: Akorda.kz
Президент Касым-Жомарт Токаев принял участие в пленарном заседании II Евразийского экономического форума «Евразийская интеграция в многополярном мире». Заседание прошло в формате вопросов и ответов, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на официальный сайт Акорды.
Модератор Александр Шохин задал главе государства вопрос о том, охватывает ли принятая до 2025 года стратегия Евразийского экономического союза такие перспективные направления, как взаимные инфраструктурные связи, коридоры «Север – Юг» и «Запад – Восток», а также отношения с третьими странами.
Президент, обращаясь к участникам форума, выразил признательность российской стороне и Владимиру Путину за приглашение на форум и высокую организацию мероприятия.
Глава государства отметил, что в 2020 году были приняты стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
– По сути, это была оценка проделанной работы в этой сфере. Конечно, цели и задачи нужно пересмотреть. Думаю, участники форума и мои коллеги согласятся, что Стратегия является очень важным, всесторонне продуманным документом. Учитывая огромную географию Евразийского экономического союза, вопрос развития взаимной инфраструктурной связи остается одним из важнейших приоритетов. Здесь мы будем работать сразу на двух уровнях: первое – внутрисоюзный, то есть в направлении интеграции транспортных и коммуникационных сфер стран-членов союза, второе – международный, то есть в рамках реализации международных вопросов в сфере транспорта и логистики и развития сотрудничества с третьими странами. Учитывая, что глобальные товарные потоки стремительно меняются, сейчас очень важно внимательно наблюдать за всем происходящим и формировать максимальные тренды во всем регионе. На востоке у нас есть важная и масштабная инициатива, направленная на стратегическое соединение всего континента – проект КНР «Один пояс – один путь». Спрос на торгово-экономические отношения по линии «Север – Юг» вырос в несколько раз. Мы, по сути, находимся в центре этих процессов. Какую роль мы сыграем в этой формирующейся глобальной экономике, зависит от нас самих. События прошлого года еще раз наглядно показали необходимость развития транспортного коридора «Север – Юг» как ключевого элемента «новой глобальной логистики». Упомянутый меридиональный коридор совпадает с расширением Транскаспийского международного транспортного маршрута. Поэтому мы видим, что при гармоничном и системном развитии обоих направлений они будут дополнять друг друга. Это будет развивать не только промышленность, транспорт и экономику. Эти направления также могут коренным образом изменить взаимоотношения и кооперацию на огромном евразийском пространстве. Я говорю об этом не просто так. Ведь именно сейчас транспортная логистика вышла на первый план в международном сотрудничестве. По сути, идет борьба за владение транспортными маршрутами, логистикой и другими сферами на международном рынке. Это выгодный бизнес для всех государств. Думаю, Евразийский экономический союз должен играть важную роль в этом направлении. Важно выстраивать эффективные отношения с крупнейшим политическим и экономическим партнером Союза – Китайской Народной Республикой. Китай – крупнейший грузоотправитель и крупнейший потребитель, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Глава государства сообщил участникам форума, что на прошлой неделе совершил государственный визит в КНР, в рамках которого заложил фундамент логистического центра Казахстана в сухом порту города Сиань. Президент уверен, что этот порт станет основным хабом для отправки прямых контейнерных поездов в Центральную Азию, Европу, Турцию и Иран. Также планируется запустить железнодорожное сообщение на участке Бахты – Аягоз и построить отдельный пограничный переход в направлении КНР.
– Мы намерены выстраивать плодотворное сотрудничество с Россией. Ведь этот проект значительно сократит сроки и расстояние доставки товаров в КНР не только из Казахстана, но и из Западной Сибири. Еще один важный вопрос. Помимо развития физической инфраструктуры, необходимо уделять особое внимание формированию «мягкой» инфраструктуры. То есть, цифровизация, оптимизация таможенного администрирования и снижение административной нагрузки. В целом, можно без преувеличения сказать, что сейчас мы формируем новую транспортную структуру в Евразии, невиданную ранее. Если