Фото: anna-news.info
Сегодня в общественно-политических дискуссиях давно устоялся вопрос: «Есть ли в Казахстане гражданское общество?». Последние события дали на него положительный ответ, в частности, коронавирусная пандемия, январская трагедия, референдум, неправительственный сектор значительно активизировали правозащитную и волонтерскую деятельность, а также усилили свое влияние на процесс принятия решений, – сообщает Ult.kz.
В связи с этим возникает еще один вопрос: сможет ли гражданское общество стать достаточно сильным, чтобы заставить государственный механизм служить общественным интересам, и главное, когда и при каких условиях это может произойти? По этому вопросу в экспертном сообществе существуют разные мнения, но мы считаем целесообразным остановиться на предложениях общественного фонда «Центр социально-политических исследований «Стратегия», подготовленных как альтернативный вариант Концепции развития гражданского общества.
Описывая текущее состояние институтов гражданского общества, эксперты Центра отметили, что в стране с каждым годом уделяется все больше внимания их развитию. При этом данный процесс не имеет линейной зависимости, на него влияют множество факторов, социально-экономические и социальные предпосылки, а также степень гражданской активности населения.
По их мнению, со временем определилась основная миссия гражданского сектора – защита интересов граждан и представление этих интересов на уровне власти и общества. Концепция развития гражданского общества в Республике внесла существенный вклад в создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества, а также системы партнерства между некоммерческими организациями, предпринимательским сектором и государством.
«В настоящее время государство стремится более активно содействовать развитию институтов гражданского общества: так, признана важность институционального контроля организаций гражданского сектора над местными органами власти, необходимость передачи государственных функций негосударственному сектору, а также целесообразность тесного сотрудничества между государственным и гражданским секторами. С этой целью создается и совершенствуется законодательная база. В частности, разработаны и приняты законопроекты, закрепляющие механизмы взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества; заложена правовая основа развития государственно-частного партнерства и благотворительности; внесены изменения в бухгалтерский и финансовый учет организаций в некоммерческом секторе; совершенствуются инструменты развития системы государственной финансовой поддержки – государственный социальный заказ, гранты, премии. Система поддержки гражданских инициатив развивается на базе государственных органов, частных, квазигосударственных и международных организаций», – резюмировали эксперты.
Вместе с тем они отмечают ряд проблем, которые могут препятствовать развитию потенциала гражданского общества и построению гармоничных отношений с государством. Так, порядок регистрации объединений граждан и юридических лиц остается сложным и продолжает носить разрешительный характер. Проблема остается в недоверии со стороны местных властей к общественно-политическим объединениям и гражданской активности. На фоне низкого уровня поддержки и осведомленности гражданских инициатив со стороны местного сообщества и целевых групп существует недоверие, они фактически остаются бенефициарами услуг организаций гражданского сектора и не вовлекаются в качестве участников социальных изменений.
Как международные эксперты, так и представители гражданского сектора отмечают слабость сотрудничества между государственными институтами. Организации гражданского сектора неравномерно распределены по регионам республики и не имеют равного доступа к информационным и финансовым ресурсам. Несмотря на принимаемые государством меры, поддержку специализированных отечественных и международных фондов, институты гражданского сектора сталкиваются с проблемой достижения финансовой устойчивости. Актуальными остаются вопросы владения инструментами фандрайзинга и монетизации деятельности некоммерческих организаций гражданского общества.
Кроме того, проблема бухгалтерского учета для некоммерческих организаций остается проблемной: ставится под сомнение его необходимость, а работа по бухгалтерскому учету подвергается критике. Таким образом,