Фото: Akorda.kz
Опубликовано выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании по вопросам социально-экономического развития страны, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на сайт Акорды.
***
Уважаемые участники совещания!
Недавно прошли выборы депутатов Мажилиса и маслихатов. Правительство было переформировано. Таким образом, можно сказать, что первый этап масштабных политических изменений завершен. Мы установили баланс ветвей власти. Теперь нам необходимо перестроить социально-экономические отношения в стране. Общественность возлагает большие надежды на эти реформы. Поэтому мы должны уделить особое внимание конкретным действиям. На открытии сессии Парламента я обозначил ряд вопросов, которые должны быть решены законодательно.
А сегодня нам нужно определить цели и задачи в социально-экономической сфере. Правительство и акимы всех уровней будут работать, опираясь на них. В этом совещании участвуют представители маслихатов. Это тоже признак конкретных политических изменений. Очень важно наладить эффективное взаимодействие между исполнительной и представительной властью. При необходимости они должны дополнять и поддерживать друг друга. Все это позволит эффективно реализовать государственную политику. А также откроет путь к принятию решений с учетом интересов страны.
Уважаемые участники совещания!
В результате реформ в стране многое изменилось. Например, впервые кандидатуру Премьер-министра предложила партия, одержавшая победу на выборах. Это можно считать еще одним важным шагом политической модернизации.
Концепция «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» начала реально работать. Политические реформы открыли путь к новому этапу развития. Вместе с тем они заложили прочную основу для кардинальной модернизации экономики.
Каждый должен четко понимать следующий момент. Казахстан – единственное государство в этом геополитическом регионе, которое встало на путь масштабных реформ, основанных на демократии. Поэтому нам будет нелегко. Но мы должны пройти этот путь. Теперь приступим к работе.
Каждый государственный служащий, сидящий здесь, должен осознавать возложенную на него огромную ответственность. Это, прежде всего, ответственность перед всем народом Казахстана. Ваши решения и действия напрямую повлияют на настоящее и будущее страны. Поэтому нельзя ограничиваться только оперативным решением повседневных проблем. Вы должны быть государственниками-реформаторами.
Конечная цель наших реформ – улучшение жизни народа. Для этого нужно увеличить доходы населения. Необходимо создать условия для комфортной жизни и обеспечить безопасность. Должны быть созданы все возможности для саморазвития граждан. Все это мы сможем успешно реализовать только при наличии сильной рыночной экономики.
Нам необходимо перейти к реальной рыночной экономике, нацеленной на обеспечение нужд граждан. Поэтому впереди сложный период.
Мы живем в очень трудное время. Разрыв традиционных экономических и логистических связей сопровождается рекордной инфляцией, замедлением мировой экономики, нарастанием долгового бремени государств. Множатся торговые барьеры, и растет взаимное недоверие между государствами. Все это – новая нормальность, а скорее – ненормальность, мировой экономики. Природная рента больше не является устойчивым источником благосостояния страны.
Казахстан как нефтегазодобывающая страна должен адаптироваться к новой геоэкономической ситуации. Диверсификация экономики – требование времени и стратегическая задача. Мы постоянно говорим об этом. Но наших слов больше, чем дел. Если не приступим к делу немедленно, мы не сможем опередить в мировом соревновании, то есть будем вынуждены остаться в хвосте мировой экономики. Только что мы заслушали отчет Правительства о ходе развития страны.
В прошлом году наша экономика выросла всего на 3,2%, хотя это неплохой показатель, а за 3 месяца текущего года – на 4,9%. Цифры неплохие, но удовлетворения и оптимизма внушать они не должны. Нужно искать дополнительные источники роста. Правительство должно быть по-хорошему более амбициозным в том, что касается обеспечения экономического роста. Это веление времени, веление текущей ситуации.
Инерционные темпы роста экономики за последние 10 лет привели к тому, что наша страна застряла в «ловушке среднего дохода». Если сейчас не создать прочный фундамент для качественного экономического роста, то стагнация доходов населения не за горами.
По расчетам экспертов, для перехода Казахстана в категорию стран с высоким уровнем дохода необходимо обеспечить ежегодный рост на уровне 6%, то есть в полтора раза выше текущих темпов.
Поэтому все участники рынка должны принять смелые и срочные меры. Особую роль играют представители крупного бизнеса, пользующиеся поддержкой государства. Необходимо избавиться от привычки «зарабатывать здесь и тратить за рубежом». Вместо этого следует стремиться больше вносить вклад в решение социальных проблем в стране. Крупным предпринимателям было бы целесообразно вкладывать заработанные в Казахстане доходы в развитие своего бизнеса в своей стране, а не за рубежом. Крупные предприниматели, сумевшие адаптировать свою деятельность к этим требованиям, станут настоящей национальной бизнес-элитой. Они будут пользоваться уважением народа и получать защиту и поддержку государства. Вместе с тем нам нужна «новая волна предпринимателей». Нужны «свежие силы», способные построить стабильный и крепкий бизнес благодаря своему таланту и деловой хватке, не полагаясь на ресурсы государства.
Всем известно такое понятие, как «социальный лифт». Это система, при которой любой инициативный и трудолюбивый человек может уверенно продвигаться по карьерной лестнице и в общественной иерархии.
Аналогично, нам нужно построить эффективно действующий «экономический лифт» для предпринимателей.
Поэтому в дополнение к общесистемным мерам важно продвигать наиболее успешных и честных предпринимателей регионального масштаба. Они должны стать локомотивами развития новой, я бы сказал, справедливой экономики.
На самом деле, в каждом регионе есть такие предприниматели. Вот эти граждане заслуживают настоящей поддержки. Было бы целесообразно представить их деятельность стране и вывести их бизнес на государственный уровень. Вместе с тем их необходимо защищать от незаконных действий бюрократов и силовых структур. Я сам периодически встречаюсь с такими предпринимателями и оказываю им поддержку. Необходимо вести системную работу в сфере крупного и среднего бизнеса. Оба этих направления должны стать важнейшими новыми векторами экономической политики. Теперь остановлюсь на конкретных направлениях предстоящей работы.
ПЕРВОЕ. Мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары. В феврале текущего года инфляция составила 21,3%, достигнув своего пика.
Более половины ежемесячных расходов населения уходит на покупку продуктов питания. Действия Правительства недостаточны. Запретительные и ограничительные меры дают лишь временный эффект. Такие шаги, хотя и сдерживают трудности, не дают возможности полностью избавиться от них, более того, могут усугубить проблему.
В развитии сельского хозяйства и производства нет конкретных результатов. Это и есть главная причина продовольственной инфляции. Объем производимых в стране товаров не обеспечивает внутреннего спроса. Мы зависим от импорта.
К вопросу насыщения рынка отечественной продукцией, удешевления факторов производства необходимо подходить более комплексно, вдумчиво, без лозунгов и обещаний. Нужно пройтись по всей цепочке от производства до реализации и понять, что приводит к удорожанию.
Действующая модель управления агропромышленным комплексом не раскрывает потенциал отрасли. Перед Правительством стоит задача обеспечения устойчивого роста агропромышленного комплекса.
Помимо увеличения объема выпускаемой отечественной продукции для борьбы с резкими скачками цен важно правильно использовать стабилизационные фонды. Сегодня они действуют разрозненно и, можно сказать, непрозрачно. Регулярно выявляются коррупционные схемы.
Поэтому предстоит, в том числе, более активно использовать потенциал Продкорпорации для закупа и интервенций по основным товарным позициям, усилить координацию работы Продкорпорации со стабфондами СПК. Единообразие подходов, ориентация госкомпании на снижение колебаний цен позволят получить рыночный антиинфляционный инструмент.
Бюджетные средства, выделяемые на развитие агропромышленного комплекса, должны расходоваться эффективно. Это необходимо тщательно контролировать. Возьмем субсидии на переработку продукции в 2019-2021 годах. Половина этих средств досталась лишь 10 процентам желающих получить субсидии. Некоторые предприимчивые получатели субсидий, вместо развития производства, обогатились за счет бюджетных средств и жили в свое удовольствие. А для простых крестьян получить субсидию – дело крайне сложное. К тому же, система выдачи субсидий очень сложна, и необходимые сведения недоступны широкой общественности. Новая цифровая система, регулирующая распределение субсидий, не решает эту проблему. Конечно, определенная работа была проделана. Это нельзя отрицать. Но работу в этом направлении нужно довести до конца.
Далее. Необходимо ускорить работу по созданию современной инфраструктуры хранения и сбыта сельхозпродукции. Во многом именно её отсутствие приводит к избыточным посредническим структурам и накрутке цен. При ежегодном сборе более 8 миллиона тонн овощей и картофеля общая вместимость овощехранилищ составляет всего 1,7 миллиона тонн.
Да и то, это, похоже, завышенная цифра. При этом 60% овощехранилищ не оборудованы холодильными установками, срок эксплуатации 30% складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают астрономических 35, а иногда 40% от объемов заготовленной продукции. Правительство должно системно заняться решением этой проблемы.
Необходимо помочь бизнесу в создании инфраструктуры овощехранилищ, оптово-распределительных центров и сельских сервисно-сбытовых кооперативов.
Это огромная возможность для государственно-частного партнерства. Недавно я дал соответствующее поручение заместителю Премьер-министра Серику Жумангарину по этому вопросу. Не следует забывать, что все проблемы, связанные с агропромышленным комплексом, касаются и других отраслей. Повторю еще раз. Необходимо обеспечить получение высокой урожайности. Должна быть открытая конкуренция. Одним словом, главные проблемы в этой сфере нужно решать немедленно. Только тогда появится возможность сдержать резкий рост цен.
Особо хочу отметить, что инфляция в Казахстане имеет также монетарный характер. Поэтому к решению вопросов инфляции должен полноценно подключиться Национальный банк. Задача контроля инфляции – первоочередная для Национального банка и Правительства. Ожидаю слаженной и профессиональной работы.
Как я уже отметил, важнейшим приоритетом является наращивание собственного производства. Больше года назад по моему поручению был принят Закон «О промышленной политике». Он создал условия для развития обрабатывающего сектора. Одной из его главных новелл было требование по обеспечению отечественных предприятий доступным сырьем. Однако основной объем производимого металла по-прежнему уходит на экспорт, а это недополученная добавленная стоимость внутри страны. Правительство прорабатывает дополнительные нормативно-правовые механизмы, которые необходимо ввести в первой половине этого года. Модель простого экспорта сырья уже не работает. Требуется создание новых заводов и переделов внутри страны. Это задача нового порядка.
Актуальным остается вопрос локализации отечественных предприятий. Уровень локализации следует неуклонно повышать, идти от простого к сложному. Такие примеры уже имеются, но есть также факты подмены понятий за счет ложной локализации. Это ведет к субсидированию импорта, что нежелательно. Нам нужна подлинная индустриализация.
ВТОРОЕ. По мере роста инфляции реальные доходы населения обесцениваются. Есть предел увеличению доходов населения за счет расходов социальной сферы. Кажется, мы достигли этого предела. Кроме того, растет объем потребительских кредитов. Это действие – способ выживания в условиях инфляции. Однако последствия такой ситуации могут быть очень тяжелыми как в социальном, так и в политическом плане. Это может даже представлять угрозу для самих банков.
Кредиты, прежде всего, должны выдаваться бизнесу, приносящему прибыль, то есть эффективным проектам. Тогда появятся рабочие места с высокой заработной платой. Возрастет стимул населения к занятию предпринимательством. Одним словом, появятся возможности для увеличения доходов граждан.
Поэтому критически важно вовлечь отечественные банки в работу по созданию благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Необходимо расширить возможности банковского сектора по кредитованию крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Соответствующее поручение мною дано в рамках Указа о мерах по расширению кредитования экономики.
Вместе с тем за бортом доступного банковского кредитования остается малый и средний бизнес. При этом мы знаем, что у банков деньги есть, и они готовы финансировать прозрачно работающих предпринимателей.
Поэтому, помимо перенастройки работы самих банков, нужно усилить цифровизацию денежных потоков и интеграцию информационных систем банков и органов госдоходов. Это позволит укрепить доверие банков к бизнесу, особенно малому и среднему.
ТРЕТЬЕ. Макроэкономическая политика должна проводиться очень взвешенно. Необходимо регулировать дефицит бюджета, государственный долг, трансферты из Национального фонда и другие макропоказатели. Да, наша экономика растет. Но темпы роста налоговых поступлений по отношению к валовому внутреннему продукту нестабильны. Некоторые специалисты говорят: «Налоговые льготы слишком велики, поэтому поступления снижаются». Называются и другие причины. В целом, за последние пять лет бюджет недополучил 30 триллионов тенге. Конечно, необходимо проверить правильность этой цифры. Пришло время окончательно решить эту проблему, которая длится уже много лет.
Налоговые льготы следует переориентировать в основном на привлечение инвестиций в производство продукции с высокой добавленной стоимостью и стимулирование технологичного экспорта. Это как бы задача идеального порядка.
Но хотел бы, чтобы все поняли мою позицию: всю экономическую политику мы должны подчинить задаче диверсификации экономики, ее индустриализации и, в конечном счете, привлечению инвестиций. Акимы всех уровней должны повседневно думать о привлечении инвестиций и создании рабочих мест, а Правительство обязано им помогать в этом.
С другой стороны, как я всегда говорил, налоговая политика должна быть стимулирующей и гибкой. Например, сегодня в Казахстане имеется множество месторождений твердых полезных ископаемых, которые при текущем налогообложении разрабатывать экономически нецелесообразно и невыгодно.
Сырье просто лежит в земле, зачастую рядом с моногородами, хотя могло бы использоваться на благо граждан. Почему бы, по примеру сложных нефтегазовых месторождений, не облегчить для таких малорентабельных новых проектов налоговое бремя в обмен на создание рабочих мест, строительство перерабатывающих мощностей, выполнение соцобязательств?
Правительство должно подумать на этот счет. Нужно заняться этой работой, учесть ее при разработке новой налоговой политики.
В целом, налоговая политика должна быть гибкой. В конце концов, это не священное писание. Прежде всего, вы должны привлекать инвестиции. Сейчас за инвестиции идет огромная, напряженная борьба на внешних рынках, и здесь нам упираться в стену ни в коем случае нельзя.
Сейчас готовится новый Бюджетный кодекс. В этой связи хочу обратить внимание на бюджетные правила и необходимость их безупречного соблюдения. Главный принцип здесь – «по одежке протягивай ножки». Необходимо прекратить залезать в Национальный фонд. Я много раз говорил об этом ранее.
Нацфонд – это средства будущих поколений. Мы должны использовать его ресурсы только в необходимых случаях, в кризисные периоды.
Следует в полной мере использовать институт государственного-частного партнерства и подушевого финансирования, особенно для привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру.
В декабре прошлого года мною подписаны законодательные поправки, направленные на внедрение новой модели ГЧП. Приняты меры для обеспечения прозрачности процедур отбора частных партнеров, ограничено участие квазигосударственных предприятий. Тем самым созданы условия для вовлечения бизнеса в реализацию государственных проектов. Данный инструмент должен максимально использоваться при реализации новых национальных проектов.
Поручаю Правительству подготовить Комплексную программу ГЧП в социальной сфере.
ЧЕТВЕРТОЕ. Демонополизация экономики – важная задача. В этом направлении началась конкретная работа. Результаты уже неплохие. Но нельзя ограничиваться этим. В стране созданы межведомственные комиссии. Перед ними поставлены конкретные задачи. В связи с этим необходимо вернуть незаконно выведенные активы, восстановить справедливость, создать условия для честной конкуренции. Все это – не временные задачи. Напротив, это главные принципы новой экономической политики.
Монопольная структура товарного рынка пока не изменилась. Более того, бизнес, особенно средний, развивается неактивно. Поэтому необходимо принять новые меры. Правительство должно внести конкретные предложения по этому поводу и принять решение.
Далее. Необходимо пересмотреть подход к определению понятия «стратегические объекты».
Возможно, следует ввести понятие стратегического объекта регионального значения. Это мировая практика. Безоглядное изменение всего может нанести ущерб экономической безопасности. В нынешней геополитической ситуации актуальность этого вопроса еще более возросла.
Казахстан должен проводить взвешенную и самостоятельную экономическую политику. Для обеспечения доступности общественных ресурсов необходимо руководствоваться принципами открытого аукциона. Необходимо установить эффективную систему контроля для добросовестного выполнения бизнес-представителями всех обязательств. По делам, возбужденным против монополистов, должна проводиться качественная работа. Для этого крайне важно профессионализм судей.
Сейчас активизирована работа по возврату незаконно выведенных активов государству. Возвращенные активы и имущество не должны попасть в чужие руки. Все средства должны быть полностью направлены на развитие экономики. В связи с этим хочу сказать тем гражданам, которые хотят вернуть средства и внести вклад в процветание страны. Инвестируйте в новые индустриальные проекты. Открывайте новые производства в Казахстане, создавайте новые рабочие места. Тогда никаких проблем с такими активами и их владельцами не возникнет. Повторю еще раз. Мы создадим все условия для добросовестных и прозрачно работающих представителей бизнеса.
В целом, Правительству и акимам следует значительно активизировать работу по привлечению инвестиций. Я об этом уже сказал, но, с учетом исключительной важности, повторю. Да, в прошлом году был привлечен рекордный за последние 10 лет объем прямых иностранных инвестиций – 28 миллиардов долларов. Однако наибольший объем вложений, более 43% от общей суммы, традиционно шел в горнодобывающий сектор, тогда как инвестиции в обрабатывающую промышленность составили всего пятую часть. Поэтому нам нужна гибкая, адаптированная к нашим потребностям и реалиям налоговая политика, высокая мобильность и финансовая чистоплотность всех государственных служащих.
Необходимо выстроить эффективную систему привлечения и, самое главное, «приземления» инвестиций. Зарубежным инвесторам следует предлагать вкладывать в конкретные проекты, формировать готовые пакетные решения.
Правительство продуктивно работает с крупными зарубежными партнерами в конкретных отраслях, но надо наращивать усилия.
Необходимо создать интерактивную инвестиционную карту, запустить цифровую базу данных инвесторов и инвестиционных проектов каждого региона.
Недавно я назначил заместителем Премьер-министра – министром иностранных дел Мурата Нуртлеу. У него значительный опыт работы в международной сфере. По распределению обязанностей он будет также заниматься привлечением инвестиций. Надеюсь, результаты в этой отрасли будут получены.
К этой работе следует привлечь и Национальную палату «Атамекен».
Считаю необходимым за каждым значимым инвестиционным проектом закрепить сопровождение со стороны сотрудников прокуратуры. Это позволит наладить систему коллективной ответственности и освободит госслужащих от опасений принять неправильное решение.
Такая мера должна повысить эффективность работы по привлечению инвестиций и послужит гарантией безопасности инвестиций иностранных предпринимателей. Практика прокурорского сопровождения инвестиционных проектов существует в мире. Это не новая практика. Мы ее должны использовать у нас в Казахстане с учетом всех положительных аспектов. Прокурорское сопровождение необходимо не для того, чтобы препятствовать реализации тех или иных проектов, а наоборот, чтобы подсказывать, как лучше сделать, чтобы тот или иной инвестиционный проект получил свое развитие.
Считаю, что все это будет способствовать улучшению инвестиционного климата в нашей стране. А улучшение инвестиционного климата в Казахстане – задача стратегического
Я сегодня остановился на ряде упущений и проблем в реализации наших реформ. Основная проблема – некачественное выполнение работы. Поэтому мы не достигаем конкретных результатов. Этому есть разные причины. Некоторые государственные служащие, руководители относятся к своей работе халатно, не проявляют активности. Они уклоняются от принятия на себя ответственности. Это особенно сильно проявляется в освоении бюджетных средств. Они уделяют основное внимание не качественному выполнению работы, а своевременному снятию задания с контроля. Последствия этого мы все ощущаем.
Многие объявленные реформы все еще идут медленно. Мы должны это признать. Поэтому Правительство должно проявить волю, чтобы искоренить старые методы работы.
Сейчас в системе государственного планирования имеется 163 документа. Каждый из них охватывает в среднем 40 мероприятий. Есть поручения, которые тянутся с 2010 года. Необходимо тщательно пересмотреть актуальность поручений. Канцелярщина не нужна.
Я, учитывая последние мировые тенденции, поручил обновить Стратегию – 2050. Этот документ должен быть рассчитан на долгосрочную перспективу. В нем должны быть определены основные приоритеты на пути социально-экономического и общественно-политического развития. Я считаю, что Национальный план развития до 2025 года утратил свою актуальность. Поэтому необходимо разработать новый документ. В нем должны быть четко определены среднесрочные цели и задачи нашей страны. Этот документ должен охватить все вопросы, касающиеся развития нашего государства. Моя предвыборная программа также должна быть учтена. В нее следует включить основные положения программы партии «Аманат», одержавшей победу на выборах в Мажилис. Также целесообразно уделить внимание обоснованным предложениям других партий.
Нам нужны новые подходы к обеспечению национальной безопасности. Для этого необходимо пересмотреть соответствующую стратегию в соответствии с требованиями времени. Концепция внешней политики также должна быть обновлена. Этот документ был принят в совершенно иной геополитической ситуации. Сейчас многое изменилось. То есть, основные задачи должны быть сосредоточены на сохранении внутренней безопасности, усилении обороноспособности, повышении авторитета Казахстана и всего региона Центральной Азии на международном уровне.
Уважаемые участники совещания!
Сейчас – особый истори