ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Политика » Президент утвердил Информационную доктрину

Президент утвердил Информационную доктрину

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
20 марта, 2023
in Политика
0

Фото: Akorda.kz

Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «Об утверждении Информационной доктрины Республики Казахстан», — сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на сайт Акорды.

«ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Информационную доктрину Республики Казахстан.

2. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и утвердить План действий по реализации Информационной доктрины Республики Казахстан.

3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания», — говорится в Указе.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОКТРИНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Содержание

Раздел 1. Введение

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

Раздел 3. Основные положения

3.1. Цели и принципы

3.2. Видение развития информационного пространства

3.3. Подходы к развитию информационного пространства

3.3.1. Совершенствование информационной политики

3.3.2. Повышение конкурентоспособности и качества отечественного информационного контента

3.3.3. Ценностное наполнение информационного пространства

Раздел 4. Заключение

Раздел 1. Введение

Развитие и обеспечение безопасности устойчивого функционирования единого информационного пространства страны является одним из базовых приоритетов государственной политики.

В рамках данного направления решается комплекс задач, связанных с формированием открытого информационного пространства, востребованных и сильных СМИ, обеспечением свободы слова, гарантированной Конституцией Республики Казахстан, права каждого на свободное получение и распространение информации любыми незапрещенными законом способами.

Вместе с тем, новая реальность в информационной сфере и возникающие угрозы информационной безопасности требуют переосмысления подходов к проведению государственной информационной политики, изменения общей парадигмы взаимодействия государственных институтов и других субъектов общественных отношений в информационной сфере.

Сегодня мир вступил в новый этап своего развития. Продолжается процесс глобализации, усиленный все более динамичным развитием информационной сферы. Развитие технологий, массовое проникновение новых цифровых и информационно-коммуникационных инструментов коренным образом изменили современное медиапространство.

Геополитическая турбулентность и усиление взаимного недоверия на международной политической арене заставляют по-новому взглянуть на вопросы информационного взаимодействия. Вопросы распространения достоверной информации, противодействия недостоверной и манипулятивной информации и, в целом, повышения доверия общества к средствам массовой информации (далее – СМИ) становятся все более актуальными.

Решение задач политической модернизации и дальнейшей демократизации общественной жизни связано с необходимостью либерализации информационной сферы, отказа от излишней регламентации отношений в сфере СМИ, усиления гарантий свободы слова и выражения мнений.

В их основе лежит понимание важности функционирования конкурентоспособных и свободных СМИ, имеющих собственный взгляд на процессы, происходящие в Казахстане, регионе и мире. От этого зависит реальная информационная безопасность и идеологический суверенитет страны.

Растет запрос на формирование целостной системы общенациональных ценностей и политико-социального мировоззрения, особенно в условиях исторической турбулентности.

В связи с этим, Республика Казахстан, являясь полноправным участником глобальной информационной экосистемы, стоит перед задачей выработки конкретных информационно-коммуникационных императивов и ценностных ориентиров, отражающих значение национальных интересов страны в данной сфере.

Реализация данной стратегической задачи требует разработки документа доктринального, мировоззренческого характера, позволяющего определить основной вектор и базовые подходы государственной информационной политики в долгосрочной перспективе.

Информационная доктрина (далее – доктрина) представляет собой систему взглядов на развитие отечественной информационной сферы, принципов и механизмов повышения ее открытости и конкурентоспособности. Доктрина также определит идейно-ценностные ориентиры, соответствующие интересам народа и способствующие дальнейшему развитию государства и общества.

Являясь основополагающим документом формирования государственной политики в информационно-коммуникационной сфере, доктрина призвана обеспечить баланс интересов общества и государства, создать равные условия для реализации прав всех субъектов медиапроцесса.

Основным направлением реализации доктрины является обеспечение информационной безопасности страны и ее граждан, своевременное реагирование на информационные вызовы и риски.

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

За годы независимости информационная политика Казахстана прошла несколько этапов своего развития. С начала 1990-х до начала 2000-х годов наблюдался процесс активного становления отечественной телевизионной и печатной индустрии. В этот период государственная информационная политика была направлена на поддержку отечественных СМИ, при этом соблюдался принцип равной удаленности от всех субъектов медиасферы.

В период с 2000 по 2010 годы, в связи с развитием отечественных медиа, появлением на рынке распространения информации крупных игроков, стремящихся к доминированию, государственная информационная политика была направлена на регламентацию и усиление методов регулирования медиасферы.

В последние годы национальное медиапространство постепенно, но заметно трансформируется. В связи с появлением новых каналов коммуникации изменилась и культура потребления медиа, далее сегментируя аудиторию. Постепенное стирание границ информационной среды расширило спектр факторов, влияющих на массовое сознание.

Тем не менее, неразвитость коммуникативных механизмов в системе «государство – общество – гражданин» препятствует полноценной реализации принципа информационной открытости.

Заявляемая информационная открытость государственных и общественных институтов требует пересмотра подходов к планированию и проведению информационной работы, устранения проявлений формализма.

Оценка правоприменительной практики показывает низкую осведомленность общества о праве на доступ к информации, низкий уровень информационной грамотности населения. Это, наряду с низкой эффективностью механизмов противодействия информационным вбросам, способствует искаженному восприятию событий потребителями и формированию ошибочных поведенческих установок.

Риск распространения провокационного и дискредитирующего контента с использованием различных манипулятивных технологий в медиапространстве свидетельствует о важности обеспечения информационной безопасности граждан, особенно несовершеннолетних.

Более того, в связи с распространением технологий «нейросеть» и «deepfake» существует риск распространения в медиапространстве фейкового видео-, аудиоконтента.

В целом, открытость информационного пространства показала отставание отечественной медиасферы от общемировых трендов, что еще больше затрудняет конкуренцию отечественных СМИ с зарубежными даже во внутреннем информационном поле. В этой связи вопрос влияния информационных ресурсов на казахском языке на формирование общественного сознания остается весьма актуальным.

Анализ развития информационного пространства Республики Казахстан показывает необходимость принятия мер по защите отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия, ложной информации, негативно влияющей на ценностно-идеологические установки граждан и представляющей угрозу внутриполитической стабильности.

Вместе с тем, в разрезе отдельных видов СМИ имеются свои особенности развития отечественной медиасферы:

1. Печатные издания по сей день остаются основным источником информации для более чем 9% граждан. При этом наблюдается прямая зависимость интереса к чтению газет от возраста человека – чем старше человек, тем чаще он читает печатные издания. Переход широкой аудитории на альтернативные каналы коммуникации свидетельствует о неуклонном снижении интереса общества к печатным изданиям.

Аналогичная ситуация наблюдается и в телерадиовещании. Но при этом разрыв в уровне популярности особенно заметен на уровне местного телевидения в разрезе регионов, что зачастую связано с низким уровнем монетизации и качеством предлагаемого населению контента.

Основной телевизионный контент перенасыщен сериалами и развлекательными ток-шоу. Наблюдается дефицит аналитических программ, журналистских расследований, яркой публицистики – важных составляющих популярности СМИ, фактора повышения медиаграмотности населения и формирования критического отношения к потребляемому контенту.

В целом, техническая база всех субъектов в сфере телерадиовещания нуждается в существенной модернизации.

Тем не менее, телевидение и радио остаются одним из наиболее влиятельных источников информации, аудитория которых является самой массовой. Вместе с тем, они являются инструментом решения задач оперативного информирования населения в чрезвычайных ситуациях, позволяют охватить самые отдаленные точки страны и дают возможность людям быть в курсе событий, происходящих в стране и мире.

Необходимо отметить, что при должном внимании к отечественным теле-радиостанциям, они обладают потенциалом, позволяющим им конкурировать с зарубежными медиагигантами. При этом наблюдается положительная динамика роста контента на государственном языке, и в среднесрочной перспективе эта тенденция будет только усиливаться.

2. В последние годы интернет-ресурсы приобретают широкую популярность среди отечественных СМИ, однако и здесь остается актуальной проблема создания качественного контента на государственном языке.

При этом интернет-СМИ начали доминировать только в формате новостной ленты. Наряду с созданием профильных новостных материалов, остается актуальным развитие авторских и журналистских исследований. Оперативное информирование населения до сих пор не обеспечивается из-за нехватки профессиональных специалистов на местах, в том числе по конвергентной и мультимедийной журналистике.

Представление интернет-СМИ преимущественно в качестве новостного агрегатора в определенной степени способствовало переходу потребителей контента в социальные медиа.

Еще одной актуальной проблемой в данном направлении является ограниченность рынка.

Монетизация работы интернет-СМИ для страны с населением в 19 миллионов человек является весьма затруднительной, что также негативно сказывается на квалификации отечественных журналистов.

3. Благодаря развитию мобильного Интернета, социальные сети стали основным источником информации для не менее половины населения страны, преимущественно молодежи (социологические исследования 2021 года показали, что 45,2% респондентов предпочитают получать информацию из социальных медиа).

Развитие глобальных мессенджеров и онлайн-платформ коренным образом изменило архитектуру медиаиндустрии. Наблюдается максимальный рост политизации некоторых социальных сетей, которые становятся одним из источников фейковой информации.

Появление социальных сетей и мессенджеров на медиарынке коренным образом изменило процесс обмена информацией, предоставляя потребителю возможность получать информацию в режиме онлайн. Социальные сети стали основным каналом коммуникации и средой распространения контента, что в результате привело к снижению доли потребления информации через традиционные СМИ. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 еще больше усилила позиции социальных медиа.

В связи с развитием мессенджеров, появлением феномена блогинга, трансформировались классическое понятие традиционной журналистики и методы информирования аудитории.

В настоящее время аудитория некоторых блогеров по численности может конкурировать с аудиториями отдельных СМИ. При этом наблюдается тенденция блогосферы к превращению в альтернативный канал получения общественно-политической информации.

Наблюдается рост популярности технологий, таких как виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR), которые позволяют интегрироваться с социальными сетями, обеспечивая максимальное взаимодействие с потребителями.

Вместе с тем, популярность короткого и легкого контента в виде текстовых или видеофрагментов приводит к изменению привычек потребления медиа, когда массовая аудитория перестает воспринимать сложную и структурированную информацию.

Восприятие информационных потоков через короткие и яркие образы не дает целостного представления, приводит к фрагментации знаний. При отсутствии навыков критического мышления это порождает риск массовой дезинформации и манипулирования общественным мнением.

Раздел 3. Основные положения

3.1. Цели и принципы

Целью настоящей доктрины является обеспечение информационной безопасности и идеологического суверенитета страны, формирование информационной политики, отвечающей современным тенденциям и вызовам, направленной на консолидацию общества и укрепление гражданской идентичности.

При этом доктрина определяет следующие основные принципы взаимодействия всех участников информационной сферы:

свобода слова. До

Previous Post

Партия «AMANAT» начала акцию по сбору агитационных плакатов

Next Post

Предварительные результаты выборов в Мажилис объявлены

Next Post

Предварительные результаты выборов в Мажилис объявлены

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.