Недавно в Алматы издательство «Абай баспасы» выпустило сборник Зәріпбая Оразбая под названием «Великая история и Великие святые». Он был подготовлен на основе чагатайской рукописи Актан сопы Кутба «Наша история» (1730). В нем изложена история потомков одного из самых верных полководцев Чингисхана, нойона Нокты (по некоторым данным, Букшын), и его брата Орака, до начала XVIII века.
Сведения о тюрках и Чингисхане, содержащиеся в указанной книге, соответствуют данным из трудов Фазлуллаха Рашид ад-дина Хамадани «Джами ат-таварих» (1316) и Шараф ад-дина Али Йазди «Зафар-наме» (1425). Сборник включает сведения о наследии Бекасыла святого «Зикзал», воспоминания Машхура Жусупа, а также статью академика Гарифуллы Есима «Необычное мнение о Чингисхане». «Великая история и Великие святые» помогает правильно осмыслить историю страны с древних времен до наших дней.
7 декабря в 15:00 в Академической библиотеке столицы состоится презентация сборника «Великая история и Великие святые», содержащего сведения о древней истории.
В первой части книги Актан сопы Кутба «Наша история» представлены бесценные сведения о периоде сотворения человека, истории пророков Идриса (мир ему) и Нуха (мир ему), происхождении тюркских племен, их первоначальных местах обитания, основе названий географических объектов (Талас, Чу, Балхаш и др.), сведения о людях, чьи имена стали названиями племен и родов, их потомках, их расселении по Евразии и разделении на народы. В содержании наследия говорится, что после Великого потопа пророк Нух передал земли, получившие название Туран, в удел своему сыну Йафасу. Его первым поселением были горы Кур (Черные горы). У Йафаса родились девять сыновей: Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Мешек, Чин, Камар, Кимал (Тибет). Когда Йафас был правителем, к его имени добавляли слово «каган», означающее «правитель-царь». Говорится, что Тюрк, а также знатные люди из его потомков, такие как Кырккыз (Кыргыз), Джалаир, Найман, Аргын, также имели степень «каган/хан».
От Тюрка происходят сыновья Алинджа, Тутик, Шегил, Берсенжар, Емлак, Тарпак, Тур (в книге имеется генеалогия до 4-го колена). Среди них встречаются названия племен и родов, известные народу: Кырккыз (Кыргыз), Джалаир, Кордай, Албан, Кулан, Найман, Надулиш, Аргын, Туба, Буйрат, Байкал, Жакыт, Тангут, Шанкут, Уранкай, Катун, Ашина (их двое: первый происходит от Канка, второй от рода Ширшык), Котан, Кашгар, Тарим, Чакмак (Шакпак), Арыс (Арыс), Дула, Афрасияб, Анкюран, Шымган, Шымбай, Ширшык, Сирили (Сиргели), Чанчкули (Шанышкылы) и др., а также топонимы.
Согласно данным книги, когда потомки Йафаса достигли 5-го колена, они сильно размножились, и их первоначальная территория стала тесной для жизни. Поэтому, оставив род Тюрка в горах Кур, он решил переселить своих младших сыновей вместе с их родами в другие регионы.
Тюрк прожил 240 лет («Тюрк – прозвище, корень которого означает «умный, мудрый, дальновидный» на арабском; Тюрк умер в Сайраме и был похоронен там. Сайрам – прозвище младшего сына Тюрка по имени Тур», – говорится в рукописи), за это время у него родилось и выросло несколько поколений, разделившихся на множество родов (предков) и начавших жить отдельно. Поэтому он оставил своего младшего сына Тура на юге, а затем поселил потомков Алинджа, его сыновей Дебакуя, Дип Жакыя, Канка, от гор Кур (Черных гор) до Таласа и далее в междуречье Чу. Остальных сыновей – Тутика, Шегила, Берсенжара, Емлака – и их потомков он повел в великое переселение, чтобы расселить их в других регионах. Когда он собирался переселить их, потомки, жившие у реки, не хотели покидать обжитые места, и возник некоторый спор («Талас» – основа топонима), говорят.
Их переселение сначала перешло через реку (Чу) и уперлось в лежащую к северу от нее гору. Перейдя ее, они вышли к большому озеру (Балхаш). Там дочь Тюрка по имени Балхаш упала с быка, испугавшегося тигра, и погибла. Говорят, что в память об этом озеро назвали Балхаш.
Когда они двигались на восток, они наткнулись на реку, впадающую в озеро. Переходя через эту реку, жена Кордая по имени Или утонула. Ее похоронили на этом берегу реки. Кордай, не желая оставлять любимую жену одну в глуши, получил разрешение от предка Тюрка остаться там. Реке дали название Или (Иле) (на правом берегу Или поселился сын Шегила по имени Албан).
Великое переселение продолжилось на восток и уперлось в очень высокую лежащую поперек гору. Пока предок Тюрк ездил туда и обратно в регионы к югу и северу, его внук Жалайыр (настоящее имя – Кокжал) поднялся на вершину высокой горы (Алтай), осмотрел большую часть территории и ему понравилась ее живописная природа. Он получил от предка Тюрка обширную территорию в удел. Тогда братья Жалайыра – Албан и Кулан, а также их отец Шегил – сказали, что хотят остаться с Жалайыром. Тюрк принял эту просьбу и дал им земли от этой горы (Алтай) до реки, оставшейся Кордаю. Сначала они поселились у упомянутой горы и реки у ее подножия. Там однолетний сын Жалайыра укусил Тюрка за палец. Тогда Тюрк сказал: «Этот ребенок, хоть и младенец, но зубы у него как у взрослого», и, говорят, отсюда пошло название «Ертис» (происхождение гидронима).
Предок Тюрк остался зимовать на этом месте. Зима в тот год была очень суровой, и люди страдали. До этого