На очередном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова утверждена Концепция развития образования РК на 2022-2026 годы.
По данной теме выступили министр просвещения Асхат Аймагамбетов, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, сообщает портал primeminister.kz.
Министр просвещения Асхат Аймагамбетов отметил, что Концепция развития образования до 2026 года разработана в соответствии с приоритетами, определенными в стратегических и программных документах, а также поручениями Главы государства. Перед разработкой Концепции были проведены различные международные исследования, анализы и организованы обсуждения среди экспертов и педагогической общественности.
По словам министра просвещения, в документе предусмотрено 6 направлений, 17 индикаторов и 109 мероприятий в рамках компетенции ведомства.
Останавливаясь на основных направлениях, Аймагамбетов прежде всего рассказал о раннем развитии детей.
«Самый важный уровень системы образования – это детский сад. Согласно исследованиям, детские сады оказывают огромное влияние на интеллектуальное, социальное, эмоциональное, физиологическое развитие ребенка. Поэтому внедряется новая модель раннего развития детей. Кардинально меняются как программа, так и методы обучения. Это одно из самых больших изменений в системе дошкольного образования с момента обретения независимости», — сказал министр.
По его словам, если раньше дети занимались по 20 минут, то теперь, учитывая международный опыт, воспитание и обучение будут проводиться в игровой форме, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Игра – естественная деятельность, соответствующая душе и телу ребенка. Через нее ребенок исследует окружающий мир, познает его и развивает необходимые навыки. То есть, создаются все условия для всестороннего развития ребенка. Дети будут воспитываться в детских садах, впитывая в себя такие ценности, как коммуникабельность, уверенность в себе, устойчивость к трудностям, здоровый образ жизни, открытое и креативное мышление, патриотизм, трудолюбие и тяга к знаниям.
Кроме того, министр просвещения остановился на вопросах доступности и качества детских садов.
По его словам, для обеспечения дошкольным образованием детей от 2 до 6 лет будут открываться новые детские сады, продолжится работа по размещению государственного заказа в частных детских садах.
«В соответствии с поручением Главы государства будет снижена нагрузка на воспитателей и увеличена их заработная плата. Будут организованы повышение квалификации и аттестация воспитателей. Предусмотрены дополнительные комплексные меры по обеспечению безопасности детей», — сказал Аймагамбетов.
Актуальным вопросом среднего образования является содержание и качество образования. В этой связи министр просвещения отметил, что с 2016 по 2021 год школы перешли на обновленные программы. Внедрена система критериального оценивания.
Согласно мониторинговым исследованиям, образовательные программы по отдельным предметам требуют совершенствования. В настоящее время создана рабочая группа, разрабатываются новые государственные стандарты и образовательные программы.
Школам будет поэтапно предоставляться академическая автономия.
«Будет внедрена система внешней, независимой оценки качества образования, система аттестации школ перейдет от репрессивного содержания к диагностическому направлению, будет проводиться работа по международному признанию результатов итоговой аттестации в школах», — сказал Аймагамбетов.
Глава государства дал поручение по реализации национального проекта «Комфортная школа».
В рамках национального проекта до конца 2025 года будет создано более 800 тысяч ученических мест, что полностью решит проблему трехсменных и аварийных школ.
«Для новых школ будут применяться самые высокие, современные и единые стандарты строительства и оснащения. В следующем году начнется строительство школ в беспрецедентном объеме. Например, в следующем году совместно с акиматом города Алматы мы планируем начать строительство 20 новых школ, соответственно, в 2024 году в Алматы будет построено 80 тысяч мест, и проблема будет полностью решена», — сказал Аймагамбетов.
По его словам, аналогичные планы имеются и по городу Астане.
Цифровизация услуг в сфере образования
Министр просвещения уделил первоочередное внимание вопросам цифровизации в системе образования, в первую очередь дошкольному образованию.
По его словам, на сегодняшний день очередь в детские сады переведена в цифровой формат. На уровне регионов используется 44 информационные системы для постановки в очередь, что приводит к дублированию очереди и отсутствию единого мониторинга и данных о реальной потребности в местах в детских садах.
«Для решения этой проблемы будет внедрена единая очередь в централизованные детские сады. Это позволит контролировать постановку в очередь в детские сады, выданные направления, и избежать рисков при распределении мест», — сказал Аймагамбетов.
По его словам, будет введено цифровое портфолио каждого педагога, где будет представлена информация о его аттестации, процедуре приема на работу, участии в конкурсах.
Также будет переведен в цифровой формат выбор и мониторинг учебников в школах.
«Аттестаты и дипломы будут выдаваться в цифровом формате с QR-кодом, будет введен цифровой профиль каждого учащегося. Самые востребованные услуги будут полностью доступны на Egov и в мобильных приложениях крупных банков. В колледжах будет создан единый электронный реестр образовательных программ, а также сформирован профиль студента (академические достижения, социальный GPA, карта компетенций) и будут выдаваться цифровые дипломы с генерацией QR-кода», — сказал Аймагамбетов.
Одним из важных направлений является поддержка детей с особыми потребностями.
По словам министра просвещения, в соответствии с внесенными изменениями в законодательство, в стране будет открыто еще 33 ПМПК и 23 коррекционных кабинета.
«С этого года будет размещаться государственный заказ на коррекцию и поддержку. Это поможет расширить доступ к равным образовательным услугам для нуждающихся детей. Для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра будут разработаны современные методы, и специалисты пройдут переподготовку», — доложил Аймагамбетов.
По его словам, в стране функционирует 98 специальных школ-интернатов для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, психическими нарушениями. Им будет закуплено необходимое оборудование.
Кроме того, в Типовые штаты школ добавлены педагоги-ассистенты. Благодаря этому тысячи детей с особыми потребностями получили возможность учиться наравне со всеми в школах. Работа в этом направлении будет организована и на уровне детских садов.
Министр просвещения отметил, что в Концепции особое место занимают воспитание, человеческие ценности, семейное воспитание.
Как говорил великий мыслитель Аль-Фараби: «Знание без воспитания – враг человечества».
В процессе обучения будет применяться подход «Образование, основанное на ценностях».
Также будет реализована национальная модель воспитания «Целостный человек» на основе таких основных ценностей, как тяга к знаниям, трудолюбие, патриотизм, уважение к национальному наследию, взаимное уважение и сотрудничество, доброта и забота, готовность защищать государственные интересы.
Министр просвещения отметил важность охвата детей кружками для сферы образования. На сегодняшний день охват составляет 70%.
Открыты Дворцы школьников, станции юных техников, музыкальные и художественные школы, детские технопарки.
«В организациях образования активно развиваются дебатное движение, школьное и студенческое самоуправление. Это позволит сформировать у детей навыки критического и аналитического мышления. Мы будем развивать дебатное движение и школьные парламенты во всех школах», — сказал Аймагамбетов.
По его словам, будет оказана поддержка развитию шахмат в организациях образования.
В настоящее время он внедрен в 654 школах в качестве факультатива для около 28 тысяч детей. А в школьных шахматных секциях охвачено более 200 тысяч детей.
Будет проводиться работа по взаимодействию с Федерацией в этом направлении, то есть по подготовке учебно-методических пособий, повышению квалификации тренеров и педагогов.
Работа по приобщению детей к чтению будет организована на системной основе.
«Будет реализован проект «Школа, любящая чтение».
«За последние два года в школьные библиотеки закуплено 3,6 млн экземпляров детской художественной литературы, 71% из которых на государственном языке. Это замечательный проект», — сказал Аймагамбетов.
Далее будет продолжена работа по обновлению фонда художественной литературы, особенно по обеспечению научно-фантастической и познавательной литературой на казахском языке.
Министр просвещения уделил особое внимание вопросу статуса педагога.
«На сегодняшний день мы видим положительное влияние Закона «О статусе педагога». Благодаря поддержке Президента заработная плата педагогов была увеличена и с января 2023 года увеличится еще на 25%», — сказал Аймагамбетов.
Кроме того, по его словам, особое внимание будет уделено повышению профессиональной компетентности учителей.
С 2021 года введена аттестация для приема на педагогическую работу. То есть, диплома для приема на работу теперь недостаточно, необходимо пройти тестирование по своему предмету и методике.
С 2023 года изменится периодичность прохождения курсов повышения квалификации. Теперь она будет раз в 3 года, а не раз в 5 лет. Изменится и содержание курсов.
«Будет сформирован кадровый резерв директоров, продолжится реализация механизма ротации директоров организаций образования. Для подготовки и повышения квалификации компетентных кадров будет введен новый профессиональный стандарт «Педагог», — сказал Аймагамбетов.
Касательно защиты прав детей, министр просвещения сообщил, что для поддержки детей-сирот будет внедрена альтернативная форма семейной структуры – институт профессиональной семьи.
Возрастет роль школьных психологических служб. Будут введены единые стандарты методических пособий педагогов-психологов. Будет обновлено взаимодействие школы и родителей, работа попечительских советов.
Качественное питание имеет особое значение для развития детей.
В этой связи глава ведомства отметил, что будут пересмотрены нормы обеспечения детей питанием и меню.
Продолжится работа по обеспечению горячим питанием учащихся начальных классов.
Будут внедрены системы безналичного расчета в столовых, онлайн-система контроля качества питания, будет обновлена материально-техническая база столовых.
«По поручению Главы государства молодежь будет на 100% охвачена рабочими специальностями. В этом году количество грантов увеличено и составило рекордные 128 тысяч мест. Теперь студентам предоставлена возможность получить до трех компетенций», — сказал Аймагамбетов.
С этого года колледжам предоставлена академическая самостоятельность. Эта мера позволила полностью повысить качество подготовки кадров.
Лицензирование планируется выдавать по специальностям, а не по компетенциям.
Предусмотрено профилирование и укрупнение колледжей для эффективного использования инфраструктуры, кадрового потенциала и повышения качества образования.
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек в своем докладе отметил, что проводимая сегодня политика в сфере высшего образования напрямую связана с государственными интересами, а также направлена на достижение национальных целей.
По его словам, Концепция охватывает семь приоритетных направлений развития высшего образования.
Первое – расширение доступа к высшему образованию.
«Национальное единое тестирование (ЕНТ) будет совершенствоваться по показателям, учитывающим учебные достижения абитуриента и его социальное положение. Данный подход будет применяться и при дифференциации системы грантового ценообразования (от 30% до 100%). Планируется также возможность получения льготных кредитов под 2-3% для обучающихся», — сказал Саясат Нурбек.
По его словам, продолжится распределение грантов для абитуриентов из густонаселенных и вновь образованных областей (Абай, Улытау, Жетысу).
Для решения проблемы обеспечения студентов общежитиями будет совершенствоваться механизм государственно-частного партнерства с университетами и строительными компаниями.