Нобелевская премия по физике была разделена между тремя учеными: французом Аленом Аспе, американцем Джоном Клаузером и австрийцем Антоном Цайлингером. Об этом вчера сообщила пресс-служба Нобелевского комитета, передает Sputnik Казахстан.
Как отметили в учреждении, физики получили эту премию «за эксперименты с запутанными фотонами, за установление нарушения неравенств Белла и за новаторские работы в области квантовой информатики».
Используя новаторские эксперименты, ученые продемонстрировали возможность исследования и наблюдения за частицами в запутанном состоянии. То, что происходит с одной частицей в запутанной паре, определяет, в каком состоянии будет вторая частица, даже если они находятся далеко друг от друга.
Подготовка экспериментальных установок лауреатами заложила основу для новой эры квантовых технологий, отметили в комитете. Один из лауреатов, Джон Клаузер, проводил эксперименты с фотонами.
Ален Аспе устранил пробелы в исследованиях своего американского коллеги. Третий лауреат, Антон Цайлингер, исследовал «запутанные квантовые состояния». Одним из результатов его исследований стало явление, называемое «квантовой телепортацией». При этом квантовое состояние передается от одной частицы к другой на расстоянии.
Трио ученых в 2010 году получило одну из самых престижных наград в области физики — премию Вольфа. Эту награду иногда называют «дверью», ведущей к получению Нобелевской премии.
В прошлом году премия по физике была присуждена группе ученых, занимающихся исследованием изменения климата.
Телепортация в мире фантастики
На пресс-конференции после вручения премии Антон Цайлингер отметил, что достижения в квантовой физике не позволят людям мгновенно перемещаться через космос.
«Благодаря использованию явления запутанности частиц, всю информацию, которую несет объект, можно передать в другое место, где он будет перестроен. Но в настоящее время это невозможно применить к крупным физическим телам», — сказал ученый.
Кроме того, Цайлингер заявил, что на сегодняшний день исследователям удалось добиться перемещения только мелких частиц. Поэтому