Конституционный Совет принял решение по обращению Президента Касым-Жомарта Токаева, сообщает «Ұлт ақпарат».
***
Заключение Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 2
«О проверке соответствия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» требованиям пункта 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан»
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя К.А. Мами, членов Совета А.К. Дауылбаева, В.А. Малиновского, Р.Ж. Мукашева, А.А. Темирбекова и У. Шапака на своем открытом заседании рассмотрел обращение Президента Республики Казахстан К.К. Токаева о проверке соответствия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» требованиям пункта 2 статьи 91 Конституции Республики Казахстан.
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета В.А. Малиновского, изучив материалы конституционного производства, проанализировав законодательство, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
Президент Республики Казахстан К.К. Токаев, опираясь на подпункт 1) пункта 10 статьи 44 и пункт 3 статьи 91 Конституции, 12 сентября 2022 года внес обращение о рассмотрении соответствия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (далее – Законопроект) пункту 2 статьи 91 Конституции.
При анализе поступившего обращения на соответствие нормам Основного Закона Конституционный Совет руководствовался следующим.
1. Предлагаемый Законопроект разработан в рамках Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» (1 сентября 2022 года).
Законопроект направлен на внесение изменений в пункты 2 и 3-1 статьи 2, пункт 1 статьи 41, пункт 5 статьи 42, пункт 1 статьи 71 и пункт 2 статьи 91 Конституции, а также на дополнение Основного Закона новой статьей 94-2, регламентирующей вопросы однократного ограничения избрания на должность Президента Республики.
2. Конституционный Совет неоднократно рассматривал вопросы прямого народовластия, являющегося единственной конституционной ценностью утверждения Республики Казахстан как демократического правового государства, а также различные конкретные аспекты избирательного права и избирательной системы страны. В решениях Конституционного Совета разъяснялись правовые неопределенности, связанные с началом и прекращением мандата и деятельности Президента Республики, Парламента и его Палат, депутатов, назначением внеочередных выборов Президента. Для этой цели при официальном толковании норм Конституции, проверке соответствия Конституции принятых Парламентом законов, при внесении изменений и дополнений в Основной Закон применялись установленные формы конституционного производства.
Например, в нормативном постановлении Конституционного Совета от 31 января 2011 года № 2 указывалось, что волеизъявление народа как одна из основополагающих конституционных ценностей посредством республиканского референдума или выборов Президента Республики и депутатов Парламента, периодически проводимых в нашей стране, имеет обязательную юридическую силу;
постоянное совершенствование процедур выражения воли народа в законах и иных важных государственных актах, а также влияния граждан на публичные институты является действенной гарантией внутренней стабильности, экономического развития и улучшения благосостояния народа (Послание Конституционного Совета от 19 июня 2014 года).
К предмету рассмотрения данного обращения имеют прямое отношение и другие правовые позиции и положения, изложенные в заклю