По вопросу бесперебойного обеспечения всех регионов страны дизельным топливом работает Комиссия под председательством первого заместителя Премьер-Министра Романа Скляра. Она была создана по специальному поручению главы правительства. В состав Комиссии вошли представители ответственных государственных органов и национальных компаний, сообщает сайт primeminister.kz.
Комиссия выявила факторы, повлиявшие на дефицит топлива, важный для страны. Так, одной из основных причин является значительный рост потребления топлива, в первую очередь, иностранным транзитным транспортом. Второй причиной является вывоз дизельного топлива из Казахстана в соседние страны в связи со значительной разницей в ценах.
Например, в Казахстане один литр дизельного топлива стоит 230-260 тенге, а на заправках в Узбекистане, Кыргызстане и России цены достигают 440 тенге.
Отечественные нефтебазы продавали дизельное топливо по ценам выше розничной. Это привело к сокращению объемов реализации топлива в регионах, так как его закупка была невыгодна для АЗС.
«Кроме того, выявлены системные недостатки и упущения в производстве, маркетинге и логистике со стороны компаний «КазМунайГаз», Petrosun, а также нефтеперерабатывающих заводов.
Для нормализации ситуации и полного обеспечения внутреннего рынка горюче-смазочными материалами принят ряд оперативных и долгосрочных мер:
— объем производства дизельного топлива увеличен до 5,2 млн тонн в этом году, что на 340 тыс. тонн больше, чем в 2021 году;
— увеличены объемы отгрузки дизельного топлива с нефтеперерабатывающих заводов;
— достигнута договоренность с фондом «Самрук-Казына» и АО «НК «КазМунайГаз» о поставке дополнительных объемов дизельного топлива;
— планируется расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ;
— с 2023 года планируется поэтапный переход на новую схему работы НПЗ, в рамках которой нефть будет доставляться на заводы непосредственно самими недропользователями или нефть будет доставляться путем прямой закупки НПЗ