ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Политика » Речь Президента на расширенном заседании Правительства была опубликована

Речь Президента на расширенном заседании Правительства была опубликована

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 июля, 2022
in Политика
0

Опубликовано выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на пресс-службу Акорды.

***

Уважаемые члены Правительства!

Уважаемые участники совещания!

Несмотря на сложные геополитические вызовы, наша страна развивается стабильно. Это видно по итогам полугодия. Экономика выросла на 3,4%, а реальный сектор – на 4,1%. Особенно заметен прогресс в обрабатывающей промышленности. Однако инфляция тоже не стоит на месте. Сейчас этот показатель достиг 14,5%, превысив уровень 2015 года.

В первом полугодии наша экономика восстановилась. Но международные институты прогнозируют рост ВВП Казахстана всего на 2% в этом году. Ранее они говорили о росте в 3,7%. Поэтому Правительство должно обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Самое главное – необходимо повысить реальные доходы граждан.

Уважаемые коллеги!

В целом, можно сказать, что экономика страны выдерживает вызовы. Сейчас международные институты прогнозируют замедление темпов мировой экономики. Соответственно, инфляция может повсеместно расти. Мы видим, что региональный кризис затягивается. Есть даже опасения, что эта ситуация приведет к глобальному спаду. В таких условиях основной задачей Правительства и Национального Банка должно стать стабилизация инфляции и повышение доходов граждан. Также необходимо создавать новые рабочие места.

Теперь остановлюсь на конкретных задачах.

ПЕРВОЕ. Стабилизация инфляции

Сейчас резкий рост инфляции является самой сложной проблемой. На рост цен повлияла продовольственная инфляция. Ее уровень достиг 19,2%. В целом, продовольствие подорожало сразу на 80%. Меры Правительства, направленные на стабилизацию цен, оказались неэффективными. Правительство хочет остановить инфляцию старыми методами. При этом оно искусственно регулирует цены, выделяя дополнительные средства из бюджета. То есть, борьба идет с последствиями дороговизны, а не с ее причинами. А ведь должно быть наоборот.

Правительство переложило всю ответственность на регионы. Они используют административный ресурс, ходят по магазинам, других подходов и новых идей нет. Такая работа никогда не была эффективной. Одним словом, нет новой позиции, соответствующей законам рынка.

Более двух лет назад я давал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров.

Правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге.

Проекты строительства оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализованы.

Поручаю Правительству в октябре доложить, что сделано в этой сфере.

Привлеките заинтересованных инвесторов.

Далее. Сегодня решения о запрете экспорта той или иной продукции принимаются без учета товарного баланса.

Это приводит либо к дефициту, либо к снижению привлекательности производства необходимых товаров. В итоге эффективность подобных мер резко падает.

Правительству следует утвердить Правила формирования баланса ключевых товаров и, самое главное, разработать единую информационную систему мониторинга.

Это позволит иметь достоверные данные об остатках продукции для принятия решений.

Низкую эффективность показывает деятельность стабилизационных фондов. Их воздействие на рынок минимальное. Порой они становятся кормушкой для недобросовестных лиц. С этим надо разобраться.

Регулярно выявляются факты бюджетных хищений.

Акимы утратили контроль за расходованием государственных средств.

Правительством предлагается увеличить объем «оборотной схемы» до 100 миллиардов тенге. У меня вопрос: просчитан ли ожидаемый эффект?

Логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а напрямую производителей.

Сейчас не жду ответной реакции Правительства. Нужно обдумать конечное решение с точки зрения эффективности.

Следующий вопрос.

По моим поручениям Министерство сельского хозяйства стало шире применять методы предварительных закупок. До июля этого года были заключены такие договоры на 47 тысяч тонн социально значимых продовольственных товаров. Однако очевидно, что такой объем товаров не окажет существенного влияния на внутренний рынок.

Необходимо определить пути прямой предварительной закупки продукции у производителей сельскохозяйственной продукции. Этим должны заниматься компетентные министерства. Министерство сельского хозяйства должно мобилизовать соответствующие ассоциации и субъектов рынка для совершенствования этого метода.

Еще один актуальный вопрос – реализация продукции. К сожалению, не вся продукция в стране находит место на полках магазинов. Наряду с импортом существуют и внутренние барьеры. Проблем у производителей сельскохозяйственной продукции тоже немало. Они не могут обеспечить бесперебойную поставку товаров, стабильность качества продукции. Есть и другие требования. Конечно, все это нужно постепенно приводить в порядок. Поэтому поручаю совместно выработать подходы к поддержке фермеров. При необходимости нужно привлечь к этой работе Палату «Атамекен». Крестьянским хозяйствам должна быть предоставлена возможность наладить тесную связь с крупными торговыми сетями. Такая возможность оживит их работу и откроет путь к привлечению инвестиций в отрасль.

Необходимо обеспечить беспрепятственный выход отечественных товаров на торговые площадки. Это очень важный вопрос. Также нужно четко определить наценку на продукцию и сократить число посредников. Для этого, прежде всего, нужно срочно принять соответствующие законодательные меры. Правительство совместно с Палатой «Атамекен» должно подготовить предложения для запуска общенационального проекта «Сделано в Казахстане».

Крайне важно навести порядок в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики – 40%.

Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – это далеко не полный перечень нарушений.

Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами.

Правительству совместно с Генеральной прокуратурой следует выработать меры по усилению ответственности владельцев за содержание рынков, соблюдение честной конкуренции, защиту интересов продавцов от неправомерных действий администрации торговых площадей.

Жду от Правительства и акимов конкретных шагов по повышению эффективности имеющихся инструментов, а также внедрению новых подходов к работе.

В условиях сложной международной обстановки многократно возрастает актуальность продовольственной безопасности.

Рост мировых цен на продукты питания уже достиг 34 %. Цена пшеницы выросла на 47 %, круп – на 18 %.

Из-за засушливой погоды ожидается снижение урожайности в странах Европейского союза, США, Канаде и других.

На этом фоне в Казахстане наблюдается замедление темпов роста сельхозпроизводства.

Производство сливочного масла сократилось на 12 %, обработанного молока – на 7,5 %, сахара – на 5,5 %, сыров – на 3 %.

В то же время объемы импорта выросли на 22 %. В частности, ввоз молока увеличился на 17 %.

Профильное министерство докладывает, что в 2023 году Казахстан достигнет продовольственной независимости по мясу птицы (доля импорта сейчас составляет 40 %), колбасным изделиям (44 %) рыбе (60 %), сырам и творогу (50 %), сахару (60 %), молочной продукции (4 %).

Но мы видим иную картину. К примеру, из ранее введенных семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре (в Алматинской и Жамбылской обл.), которые загружены лишь на треть (31 %).

Минсельхозом планируется увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз к 2026 году (с 7 до 43 %). Однако за последние четыре года площади сахарной свеклы сократились на треть.

Мы на 90 % зависим от импортного сахара. Здесь можно ссылаться на решения в рамках ЕАЭС, но, в любом случае, это серьезный просчет Правительства. Значит, не защитили позицию государства. Поэтому я объявляю выговоры министрам Бахыту Султанову и Ерболу Карашукееву.

Правительству нужно в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли.

Цель – значительное сокращение импортозависимости, постепенный переход к самообеспечению.

Интерес со стороны внутренних и иностранных инвесторов к этой отрасли достаточно высок, нужны правильные подходы.

Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение.

Мы сегодня видим, что происходит в магазинах. Позор!

Ранее по моему поручению был разработан План обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период.

Но вместо конкретного алгоритма действий в этом Плане только набор благих устремлений. Есть опасность его неисполнения.

Нужно дополнительно рассмотреть актуальный вопрос массового обновления парка сельхозтехники.

Важно задействовать все возможные источники финансирования. Поручаю внедрить механизм льготного кредитования с целью приобретения отечественной сельхозтехники за счет средств оператора РОП.

Без развитого агропромышленного комплекса невозможно говорить об обеспечении продовольственной безопасности. Это аксиома.

Урожайность растениеводства значительно отстает от мировых.

Обеспеченность собственными семенами составляет всего 51 %. По таким позициям, как картофель и сахарная свекла, этот показатель не превышает и 10 %.

Мы сильно зависимы от импортных семян. Правительству следует развивать первичное семеноводство на базе опытных хозяйств. Нужно помочь бизнесу обновить оборудование, а также комплексно стимулировать агронауку.

Производительность и урожайность в решающей степени зависят от соблюдения агротехнологий. В нашей стране фермеры вносят только четверть необходимого объема удобрений. Это связано с их дороговизной.

Наш рынок удобрений критически зависит от импорта и нескольких отечественных производителей.

Вдобавок, недавняя проверка выявила факты завышения цен для отечественных аграриев.

Например, ТОО «Казфосфат» продавало значительные объемы удобрений аффилированной компании (ТОО «KAZ Chemicals Trading House»), которая добавляла до 30 % торговой наценки.

Данную ситуацию удалось исправить мерами антимонопольного реагирования – производитель возвращает свой незаконный доход.

Соответствующие ведомства должны держать вопрос на жестком контроле.

В целом, дефицит удобрений – это мировая тенденция.

Казахстан ежегодно импортирует более 600 тысяч тонн минеральных удобрений, из них 80 % (500 тысяч тонн) – из России.

Правительству нужно принять комплексные меры для недопущения дефицита удобрений и завышения их стоимости.

В Казахстане есть целый ряд калийных и фосфоритных месторождений с разведанными запасами.

Нужно начать их промышленную разработку и наладить производство отечественных удобрений. По-другому от импортной зависимости по удобрениям мы не сможем уйти.

Правительству следует взять данный вопрос на особый контроль.

ВТОРОЕ. Повышение доходов граждан и развитие человеческого капитала.

В последние годы доходы населения постепенно росли. В прошлом году этот рост составил около 5%. Однако в Алматы, Атырау, Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областях доходы населения не достигают среднереспубликанского уровня. Этот показатель ниже среднего и в городах Алматы и Шымкент. А в Кызылординской области доходы населения даже снизились. В мае этого года показатель реальных доходов граждан составил минус 2,9%. Такого спада давно не было.

Принята программа повышения доходов населения. Однако ее польза для людей невелика. Прежде всего, на местах должна проводиться эффективная работа. Акимы ежегодно должны создавать 100 новых рабочих мест на каждые 10 тысяч жителей. Насколько мне известно, в этом направлении нет конкретных результатов. Еще раз предупреждаю. При оценке работы руководителей регионов мы будем уделять особое внимание этому показателю. Создание рабочих мест напрямую влияет на социальное положение людей. От этого же зависит и стабильное развитие экономики. Поэтому Правительство совместно с акимами должно проанализировать, как выполняется эта задача.

С ростом численности населения должны создаваться стабильные рабочие места. Однако в Мангистауской области этот вопрос не учтен. Из-за непродуманной миграционной политики сложилась сложная ситуация. Несмотря на рост численности населения, социальная инфраструктура не построена. Рабочие места не созданы. Качество жизни снизилось. Люди требуют трудоустройства в компанию «КазМунайГаз» и высокой заработной платы. Откровенно говоря, большинство месторождений в Жанаозене истощается. Это известно всем. За последние 15 лет добыча нефти в этом регионе сократилась на 30%. Несмотря на это, численность рабочих увеличилась на 50%. Фонд оплаты труда вырос в 10 раз. А Мангистауская область – один из трех регионов с самой высокой заработной платой. Конкретно, Жанаозен лидирует по самому высокому уровню средней заработной платы. Правительство приняло специальный план по развитию Жанаозена. Из республиканского бюджета выделены значительные средства, снижены налоги. Такие прямые меры поддержки осуществляются за счет других областей страны. Невозможно обеспечить всех работой в нефтегазовой отрасли. Нужно открыто об этом говорить.

Безработица в регионе усиливается в связи с внутренними и внешними миграционными процессами. Поручаю Правительству разработать новые подходы, мобилизующие внутренние экономические ресурсы. При этом необходимо кардинально пересмотреть программу переселения людей в другие регионы.

Мы полностью поддерживаем оралманов, вернувшихся на историческую родину. Но нельзя ограничиваться только Мангистауской областью. Можно переселяться в другие области, в том числе в регионы с развитой промышленностью. Мы готовы создать необходимые условия.

В настоящее время происходит миграция рабочей силы в регионах, странах и даже на континентах. Это стало закономерным явлением. Наши граждане тоже должны привыкнуть к этому процессу. Граждане соседних стран хорошо адаптировались к этой ситуации. Мы хотим, чтобы наши соотечественники работали во всех сферах, в том числе на государственной службе. Верю, что они внесут свой вклад в построение Нового Казахстана.

Сейчас настало время уделить особое внимание трудоустройству молодежи. Ежегодно на рынок труда выходят около 300 тысяч молодых людей. В стране создаются условия для саморазвития подрастающего поколения. Однако, несмотря на конкретные меры, проблема трудоустройства молодежи полностью не решается. В некоторых регионах уровень безработицы среди молодежи значительно выше среднереспубликанского показателя. Особенно среди них – города Нур-Султан, Алматы, Алматинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. Правительство и акимы областей должны уделить особое внимание этому вопросу. По итогам года мы подведем соответствующие итоги.

Известно, что в 2000-х годах численность детей резко возросла. Со следующего года поколение, родившееся в тот период, начнет выходить на рынок труда. Это следует учитывать. Поэтому необходимо применять новые подходы к трудоустройству людей. А граждане должны адаптироваться к современным международным рыночным тенденциям.

Нельзя забывать и о демографическом, миграционном, технологическом развитии страны. Важно гармонично сочетать демографический и экономический аспекты этого вопроса. Поручаю Правительству срочно разработать план развития рынка труда.

Ключевую роль в развитии человеческого капитала играет сфера образования. Мы недавно разделили Министерство образования и науки на два. Этот шаг был необходим для решения накопившихся проблем. Верю, что Правительство и руководители новых министерств приложат усилия для развития отечественного образования и науки с новым импульсом.

Я объявил этот год Годом детей. Однако вызывает беспокойство участившиеся в последние годы случаи насилия в школах. Кроме того, в 65% школ (то есть в 3 тысячах школ) с полным оснащением система видеонаблюдения не соответствует требованиям, а иногда и вовсе не работает. В целом, по стране снизилось количество случаев самоубийств среди детей и подростков, то есть суицидов. Тем не менее, в Алматинской, Жамбылской, Костанайской и Мангистауской областях такие случаи учащаются. Необходим комплексный план по защите детей от насилия, профилактике суицидов, обеспечению прав каждого ребенка.

Еще одна проблема. Имеются факты избиения детей в частных детских садах. Кроме того, увеличилось финансирование неработающих детских садов. Все это свидетельствует о непрозрачности их деятельности, отсутствии гражданской ответственности. Иными словами, они не соответствуют требованиям общества. В 2011 году мы прекратили порядок лицензирования детских садов. Государство пошло на этот шаг вынужденно. Поскольку нам нужно было максимально охватить дошкольников детскими садами. При этом было важно использовать потенциал частного сектора. В результате более 88% детей в возрасте от 2 до 6 лет были охвачены детскими садами. Теперь настало время повышать качество услуг. Правительство должно внимательно рассмотреть этот вопрос. Введение лицензирования – это мера, необходимая в первую очередь не государству, а обществу. Ведь главная цель – обеспечение безопасности детей.

Следующий вопрос – дополнительное образование. Это инициатива, предпринятая для развития способностей подрастающего поколения. На дополнительное спортивное и творческое образование стали выделяться средства по государственному заказу. Этот шаг увеличил количество детей, посещающих кружки и секции, до 70%. Считаю это стратегически правильным решением. Однако в год запуска проекта был допущен ряд недостатков. То есть, были ошибки, связанные с финансовыми вопросами и работой соответствующего портала («Артспорт»). Начались перерасход средств, мошенничество, откровенное хищение. Родители стали записывать детей сразу в несколько кружков. К сожалению, такое злонамеренное поведение мешает другим детям. Необходимо исправить все недостатки и продолжить эту благородную инициативу. Акиматы и маслихаты обеспокоены возможным недостатком бюджетных средств, выделяемых на дополнительное образование. Средства, вложенные в образование, должны быть главным инвестированием для государства. Это очень важный вопрос. В конечном итоге, единственный путь развития – это сфера образования. Поэтому никто не проиграет от этого, это несомненно. Правительство и акимы должны совместно с общественностью усовершенствовать проект. Его нужно сделать качественным и эффективным. Особое внимание следует уделить дополнительному образованию в области точных наук и инженерии. Детей необходимо развивать одинаково физически и академически. Особое внимание следует уделить детям, проживающим в сельской местности. Все дети должны иметь возможность получать дополнительное образование. Компетентные министерства и акиматы должны регулировать реализацию проекта и тщательно его контролировать. Необходимо проверить расходование ранее выделенных средств. Эта задача возлагается на Генеральную прокуратуру. Выявленные недостатки необходимо устранить совместно с Правительством.

Одной из главных задач Правительства является сохранение здоровья матери и ребенка. К сожалению, увеличилась детская смертность. Растет и материнская смертность. Я дал поручение проверить состояние перинатальной службы. По его итогам должны были быть приняты соответствующие меры. Однако вся работа остановилась на уровне аудита. Большинство нынешних роддомов не соответствуют международным стандартам. Поэтому необходимо принять срочные меры и решить эту проблему.

В целом, если говорить о сфере здравоохранения, то здесь много проблемных вопросов. В Казахстане очень высок показатель смертности от хронических заболеваний. Особенно по сравнению со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития, наша ситуация очень плохая. Несмотря на увеличение объема финансирования медицины, накопившиеся проблемы здесь не решаются. Система обязательного социального медицинского страхования оказалась неэффективной, конкретных результатов нет. Около трех миллионов человек остались вне медицинского страхования. Вследствие этого они не могут в полной мере пользоваться услугами в сфере здравоохранения. Правительство совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам должно подготовить предложения по совершенствованию системы медицинского страхования.

Следующий актуальный вопрос – цифровизация системы здравоохранения. Эта работа идет очень медленно. В целом, нынешний уровень цифровизации не облегчает работу врачей. В сфере здравоохранения работают более 40 информационных систем. Каждая система имеет

В целом, работе Правительства можно дать среднюю оценку. Правительство старается проявлять настойчивость. Однако, на данном этапе расслабляться нельзя. Необходимо максимально усилить темпы работы. Нужно применять новые, свежие методы и подходы. Правительство должно быть не только оперативным штабом, действующим быстро, но и главным государственным учреждением, предлагающим и проводящим конкретные реформы. Экономистов, предпринимателей много. Все образованные, талантливые. Но конкретных предложений от них мало, можно сказать, что их нет. К осени, возможно, придется принимать кадровые решения. Понятно, что в условиях особого кризиса это очень необходимо.

Previous Post

Необходимо увеличить реальные доходы граждан — Глава государства

Next Post

Искусственное удержание цен может привести к дефициту газа — Токаев

Next Post

Искусственное удержание цен может привести к дефициту газа - Токаев

Свежие записи

  • Мурат Абенов: «Внутри банков сидят предатели и преступники» 25 декабря, 2025
  • Подводить итоги года — это не достижение, а рост 25 декабря, 2025
  • Азат Перуашев: «Токаев – человек года» 25 декабря, 2025
  • Тренды 2026 года: AI и социальные сети — интервью с экспертом 25 декабря, 2025
  • В Усть-Каменогорске задержан подозреваемый, который обманом завладел 9 млн тенге под предлогом покупки жилья 24 декабря, 2025
  • «Я родилась в СССР»: администратор ресторана вызвала резонанс в сети 24 декабря, 2025
  • На съезде партии Baytaq выгнали члена партии 24 декабря, 2025
  • Певец Торегали Тореали может вернуться исполнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.