Обеспокоенность замедлением темпов роста мировой экономики негативно сказалась на глобальных настроениях инвесторов в июне. О влиянии этой ситуации на тенге и международные резервы рассказала заместитель Председателя Национального Банка РК Алия Молдабекова, передает пресс-служба ведомства, ссылаясь на «Ұлт ақпарат».
— Какие основные события повлияли на мировые рынки в прошлом месяце?
Дискуссии о рисках мировой рецессии оказали доминирующее влияние на финансовые рынки в июне. Так, в июне был зафиксирован рост глобального показателя деловой активности до 53,2 пункта за счет крупного восстановления КНР после ковидных ограничений. Однако в ЕС и США было зафиксировано замедление: индекс PMI в производственном секторе США сократился до 52,7 пункта, достигнув двухлетнего минимума. В Еврозоне произошло существенное снижение индекса деловой активности в сфере услуг до 53 пунктов, на 3,1 пункта.
Повышение ставки ФРС США на 75 базисных пунктов до 1,5-1,75% (в мае – 8,6%) на фоне данных о достижении 40-летнего максимума по инфляции в июне, поддержало установленную цену на доллар США на мировом валютном рынке. Индекс DXY укрепился по итогам месяца на 2,9%, а в середине месяца достиг 20-летнего максимума. Это, безусловно, оказывает давление на валюты развивающихся рынков. Индекс валют развивающихся рынков ослаб за месяц на 2,2%.
Таким образом, в условиях продолжающегося геополитического конфликта, высокой инфляции, ужесточения монетарной политики центральными банками и усиления опасений по поводу мировой рецессии, в июне наблюдалось усиление негативных настроений. Показатели волатильности остаются на высоком уровне. В результате динамика рынка акций в июне была негативной. Глобальный индекс акций MSCI World значительно снизился на 8,8%. В целом, первое полугодие 2022 года оказалось неудачным для мирового рынка акций, его снижение составило около 20%.
На котировки нефти в июне также не могли не повлиять опасения глобальной рецессии и возможного снижения спроса на энергоносители. По итогам июня цена на нефть марки Brent снизилась на 6,5%.
В начале июля стоимость нефти колеблется в пределах 105-107 долларов/баррель в результате частичного введения новых карантинных ограничений в КНР на фоне очередного роста числа заболевших.
— Алия Мейрбековна, с чем было связано ослабление тенге в течение июня? Проводил ли Национальный Банк операции по продаже или покупке валюты на валютном рынке?
По итогам июня курс тенге ослаб до 470,24 тенге за доллар, или на 13,3%. На такие изменения на рынке повлияли как внешние, так и внутренние факторы. В первую очередь, как я уже говорила ранее, стоит отметить глобальное усиление позиции доллара США.
Среди внутренних факторов – рост спроса на валюту со стороны юридических лиц в период выплаты дивидендов и снижение валютного предложения из-за сокращения продаж экспортерами для уплаты налогов.
Продажа валютной выручки компаниями квазигосударственного сектора на сумму около 480,4 млн долларов США и продажа валюты для обеспечения трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет поддержали валютный рынок со стороны предложения.
В течение июня Национальный Банк не проводил валютных интервенций на внутреннем валютном рынке, рыночные настроения и волатильность соответствовали рыночным условиям. Хочу отметить, что волатильность для тенге в режиме плавающего обменного курса является нормальным явлением.
— В связи с высокой волатильностью на валютном рынке возникает вопрос, не лучше ли вернуться к фиксированному курсу для населения. Что вы думаете по этому поводу?
Как показывает опыт прошлых лет, политика фиксированного курса создает иллюзию краткосрочной стабильности. Искусственно удерживать его длительное время возможно только за счет расходования золотовалютных резервов. В результате это приводит к необходимости девальвации национального курса.
В свою очередь, плавающий курс тенге позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды. Это предотвращает накопление дисбалансов в экономике, а также способствует сохранению золотовалютных резервов страны. Поэтому Национальный Банк не рассматривает вопрос перехода к фиксированному курсу.
— В последние месяцы банки столкнулись с накоплением наличных рублей. Какие меры принял Национальный Банк для решения этой ситуации?
В марте 2022 года был принят Указ Главы государства об ограничении вывоза из страны иностранной валюты на сумму свыше 10 тысяч долларов США. Мера позволила снизить давление спекулятивного спроса на наличную иностранную валюту и упорядочить риски вывоза иностранной валюты из страны. Аналогичные меры приняли и соседние страны для обеспечения стабильной работы внутренней финансовой системы в регионе.
Вместе с тем, из-за высокого уровня взаимной торговли Казахстана с РФ в банках Казахстана накопились наличные рубли в связи с введением ограничений на вывоз из страны. Этому способствовали, прежде всего, значительный объем приграничной торговли, а также свободное