Фото: Бакдаулет Абдуалы
Если на обочине дороги в Алматы останавливается Daewoo Matiz с ретро-мелодиями и различными наклейками на кузове, то это — тақиялы Тимоха и его «мартышка». Оба известны в городе.
Тимур Камалдинов доставляет пассажиров в нужное место недорого. По пути пассажир может расспросить об истории различных коллекций в салоне автомобиля, послушать неповторимую мелодию до места назначения и оплатить проезд желаемой купюрой или валютой.
Фото: Бакдаулет Абдуалы
Тимур аға за рулем уже 44 года. Он выйдет на пенсию в следующем году, но хочет продолжать заниматься любимым делом и тогда.
С детства увлекался автомобилями. Вырезал и собирал их фотографии. Сразу после школы устроился работать водителем. Сначала водил автобусы между Москвой, Львовом, Шымкентом и Алматы. 22 года водил только автобусы. Затем купил «Москвич» и перевозил пассажиров и грузы по городу, — говорит Тимур Камалдинов.
Тимур аға был одним из известных таксистов в Алматы, который оклеил свой «Москвич» различными рисунками и установил магнитофон. Затем продал «Москвич» и купил вместо него Daewoo Matiz. В этом году исполняется 10 лет дружбы таксиста, известного как тақиялы Тимоха, и его автомобиля-мартышки.
Все зовут меня Тимохой. А свою машину я называю «мартышкой». Потому что она маленькая, удобная. Я приклеил спереди и сзади изображение обезьяны в тақия. Тақия — мой талисман. Люди, видя нас, с радостью говорят: «Едет тақиялы Тимоха со своей мартышкой». Это уже плод моего многолетнего труда, — говорит водитель.
Фото: Бакдаулет Абдуалы
Тимур аға купил Daewoo Matiz в Алматы в 2012 году. У него не было денег, поэтому он взял кредит. Взяв кредит в 12 тысяч долларов, после приобретения нового автомобиля он неустанно трудился и погасил кредит за год.
На самом деле, стоимость автомобиля составляла 7 тысяч долларов. Тогда 1 доллар стоил 168 тенге. После оформления кредита он обошелся дороже, но «Мартышка» быстро окупила свою стоимость, — говорит Тимур аға.
Фото: Бакдаулет Абдуалы
Daewoo Matiz производится в Узбекистане, поэтому первой наклейкой была надпись «Узбек» на заднем стекле автомобиля. Но сейчас ее нет, вместо нее появились сотни новых наклеек.
Давать старым автомобилям новую жизнь, новое дыхание — мое хобби. У меня никогда не было мысли «быть не таким, как все» или «чтобы все смотрели на меня». Наклейку, которая мне понравилась, игрушку, которая попалась в руки, я привожу не домой, а в машину. Со временем я заметил, что людям нравятся необычные автомобили, — говорит он.
Matiz и его владелец работают по 15-16 часов в сутки. Они предлагают не только услуги такси, но и курьерские и экскурсионные услуги. Несмотря на отсутствие официальных контрактов с какими-либо компаниями, у него есть постоянные пассажиры и знакомые, но в основном он перевозит пассажиров, ловящих такси на обочине.
Однако он отметил, что в последнее время резко сократилось количество пассажиров, ловящих такси на обочине.
Люди стали бояться ловить такси на улице. Кажется, они даже опасаются садиться в такие «странные» машины, как моя. Немало жестоких, психически неуравновешенных таксистов портят нашу репутацию. Сейчас любой, у кого есть машина, может стать таксистом. Нет контроля, проверки. Поэтому они делают что хотят. Не несут ответственности за пассажира. А там, где нет доверия, дело не пойдет. Люди, которые воспринимают перевозку пассажиров как разовое развлечение, делают что хотят. Они портят репутацию нашей службы. Местные, постоянные таксисты не идут на такие действия, — говорит Тимур аға.
Фото: Бакдаулет Абдуалы
По его словам, дорога опасна не только для пассажира, но и для водителя. Иногда в машину садятся злые, пьяные люди. Встречаются и те, кто повышает голос на водителя, поднимает руку.
Не все люди одинаковы. Отношения зависят от воспитания и сознания человека. И пассажиру, и водителю следует заранее позаботиться и принять меры безопасности. Доставить пассажира в указанное место — наша обязанность, но нельзя закрывать глаза на некоторые их негативные действия, — говорит водитель.
Такие разногласия возникают не только между пассажиром и водителем, но и между самими водителями. Есть те, кто спорит из-за пассажиров, и из-за этого гоняется по дороге.
Появление различных такси-сервисов резко повысило конкуренцию и цены на такси. Этому способствовали платежи посредникам между пассажиром и водителем.
Если работаешь на себя, то вождение автомобиля — прибыльная отрасль. Лучшее в этом то, что ты сам