Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ о проведении 5 июня текущего года республиканского референдума по проекту изменений и дополнений, вносимых в Основной закон.
Конституционная реформа – важное мероприятие, предпринятое для реализации программы политических реформ, озвученной Президентом в Послании народу Казахстана в марте.
Проект конституционных поправок основан на запросах граждан и будет реализован в интересах всего общества. Проект изменений и дополнений в Основной закон разработан известными юристами-правоведами и специалистами в области конституционного права. Конституционный Совет дал ему положительную оценку.
Все изменения и дополнения, вносимые в Конституцию, взаимосвязаны и преследуют единую цель. В частности, они направлены на формирование правовой основы для следующих процессов:
Кардинальный переход от суперпрезидентской модели правления к президентской республике;
Перераспределение ряда властных полномочий;
Усиление роли Парламента и повышение его статуса;
Расширение возможностей участия народа в управлении страной;
Совершенствование механизмов защиты прав граждан.
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» официально опубликован в республиканской печати 6 мая.
Понятно, что человеку, малосведущему в таких вопросах, будет сложно понять разницу между действующей и новой редакциями Конституции, разобраться в предлагаемых многочисленных поправках.
Поэтому, чтобы быть понятными народу, эти поправки разделены на несколько частей с указанием конкретных статей и пунктов Основного закона.
Кардинальный переход от суперпрезидентской модели правления к президентской республике
Конституционная реформа установит сбалансированные и оптимальные взаимоотношения между ветвями власти. Также она обеспечит максимальную самостоятельность президентского института.
В статью 43 Основного закона будет добавлен пункт 3. В нем указывается, что Президент Республики Казахстан в период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. В соответствии с этой логикой, такое же ограничение будет распространяться на председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда и других судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (новая редакция пункта 2 статьи 23 Конституции). В результате усилится политическая конкуренция, будут созданы равные условия для развития всех политических партий, откроется путь для принятия самостоятельных и справедливых решений.
Глава государства должен стать незыблемой гарантией предоставления равных возможностей всем гражданам. Поэтому в статью 43 Конституции будет добавлен пункт 4. В нем указывается: «Близкие родственники Президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».
По предложению членов рабочей группы, из Основного закона будут исключены статья, дающая Первому Президенту возможность избираться на должность Президента более двух раз подряд (новая редакция пункта 5 статьи 42 Конституции), а также пункт 4 статьи 46, согласно которому статус и полномочия Первого Президента определяются Конституцией и конституционным законом.
Из статьи 91 Конституции будет исключена норма о статусе Первого Президента как Основателя независимого Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции).
В результате конституционной реформы будут расширены полномочия местных представительных и исполнительных органов, ответственных за ситуацию на соответствующей территории, в сфере местного государственного управления и местного самоуправления.
Проектом предусматривается исключение компетенции Президента по отмене или приостановлению полностью или частично актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы (новая редакция подпункта 3) пункта 44 Конституции).
Также предусматривается исключение компетенции Президента по освобождению от должности акимов районов, городов, сельских округов (новая редакция пункта 4 статьи 87 Конституции).
Существенно изменится и порядок наделения полномочиями акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
Согласно новой редакции пункта 4 статьи 87 Конституции, теперь они будут назначаться Президентом по согласованию с маслихатами депутатов области или маслихатами городов республиканского значения и столицы.
При этом Глава государства будет предлагать и ставить на голосование не менее двух кандидатур. Кандидат, получивший большинство голосов принявших участие в голосовании депутатов, считается получившим согласие.
Таким образом, полномочия Президента в отношении местной власти сокращаются, а полномочия акимов на региональном уровне концентрируются за счет существенного повышения роли маслихатов.
Перераспределение ряда властных полномочий
Квота Президента в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Пять из них будут предлагаться Ассамблеей народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции).
Полномочия Сената будут дополнены рядом прав. В частности, Сенат будет иметь право согласования кандидатур на должности председателей Конституционного Суда и Судебного жюри, вносимых Президентом (новая редакция подпункта 4) пункта 44, подпункта 2) пункта 55 и пункта 4 статьи 82 Конституции).
В целом, институт конституционного контроля будет модернизирован путем создания Конституционного Суда (вместо действующего Конституционного Совета).
Конституционный Суд будет состоять из 11 судей (в действующем Конституционном Совете 7 членов).
Состав Конституционного Суда будет формироваться следующим образом: 6 судей назначаются Парламентом (по 3 судьи от Мажилиса и Сената), 4 судьи назначаются Президентом. Председатель Конституционного Суда, как указано выше, назначается Президентом с согласия Сената (новая редакция подпункта 1) пункта 57, подпункта 7) пункта 3 статьи 58 и статьи 71 Конституции).
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета будет преобразован в Счетную палату. Его председатель будет отчитываться перед депутатами Мажилиса два раза в год (новая редакция подпункта 2) пункта 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции).
Институт «Государственного секретаря» будет преобразован в институт «Государственного советника» (новая редакция подпункта 19) пункта 44 Конституции). Он будет заниматься подготовкой предложений и рекомендаций Главе государства.
Усиление роли Парламента и повышение его статуса
В результате конституционной реформы существенно изменится законодательная ветвь власти. Благодаря этому значительно усилится роль Парла