Бату-хан (Батый) в 1235-36 годах по приказу Угедея, занявшего трон Чингисхана, приступил к осуществлению похода на запад. Батый, сын Джучи, собрал все свои войска из Дешт-и-Кипчака и отправил гонцов к Шагатаю, чтобы собрать и присоединить к себе многочисленные силы улуса Шагатая.
Менее чем за месяц огромная армия заполнила пространство между горами Тарбагатай и предгорьями Алакольского хребта. Около миллиона воинов выстроились здесь в строй, готовясь к разрушительной войне, и вскоре отправились в поход. В этом Великом походе участвовали, наряду с джалаирами, найманами, кереитами, коныратами, киятами и многими другими племенами, некогда поднимавшими знамя империи Чингисхана, а также воины современных казахских земель – уйсины, сары-уйсины, аргыны, дулаты, канглы.
Бату-хан взял с собой в качестве советника и преемника бывшего военачальника Чингисхана, богатыря Субэдэя (Субэдэя). Великий богатырь, знавший все приемы и методы ведения войны как свои пять пальцев, был еще полон сил. Войска было так много, что казалось, земля прогибается под их тяжестью, а оглушительный шум был слышен за сотни верст. Затем кипчакская армия под предводительством Бату-хана, пройдя через Сарыарку, за один присест завоевала земли между Уралом и Волгой. Болгария (нынешние татары) не смогла оказать никакого сопротивления и была вынуждена сдаться. Бату-хан постоянно советовался с Субэдэем перед началом боевых действий. Завоевав полностью земли между Волгой и Уралом, хан вызвал к себе Субэдэя. В то время многочисленные кипчакские войска могли вести войну на нескольких фронтах против славянских земель. Под командованием Бату находились русские княжества, а также Кавказ и Крым, которые еще не были покорены. Хан планировал завоевать их как можно быстрее, не затягивая.
Учитывая это, Бату-хан спросил Субэдэя: «Можно ли разгромить Русь и Кавказ одновременно, или лучше открыть два направления, изогнувшись как серп, и вести войну, взяв их в кольцо?» Находясь в Булгарском городе, они поднялись и осенью 1237 года отправились в поход двумя направлениями. Отправив войско Менгу с Кавказа, он сам (Бату-хан) внезапно вторгся в русские княжества. После первого удара города Пронск, Рязань, Владимир, Коломна были разрушены до основания. Бату направился к Москве. Это было в 1238 году. Князь Владимир Всеволодович, услышав, что русские княжества одно за другим сдаются, бежал. Кипчакские войска уничтожали не только города, но и все поселения, встречавшиеся на их пути. Россию охватил ужас.
Среди народа распространилась поговорка: «Если не улетишь, как жаворонок, вряд ли выживешь». Московская крепость, несмотря на свою мощь, не смогла противостоять стальным воинам степи, хотя вокруг нее были вырыты рвы и проведена вода. В конце концов, Москва тоже была взята. Вместе с ней были завоеваны города Коломна, Торжок, Козельск, Тверь. В это время Менгу топтал Северный Кавказ и Крым копытами своих коней, не давая врагам опомниться и уничтожая их. Следующей мощной крепостью на пути Бату был Новгород. До этого города оставалось всего 150-200 километров. По словам летописцев, из-за весеннего времени, вокруг было много талой воды, что создавало большие трудности для передвижения воинов и повозок