Пресс-служба Акорды опубликовала полный текст Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана.
***
«НОВЫЙ КАЗАХСТАН:
ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ»
Дорогие соотечественники!
Уважаемые сограждане!
Значение сегодняшнего Послания – особое. Его груз не ограничивается одним годом, оно широкомасштабно и содержательно. Мы ставим перед собой высокие цели. Вместе с вами мы приступили к построению Нового Казахстана.
Как всем вам известно, в прошлом году мы достигли важного рубежа суверенитета. В историческом измерении 30 лет – не такой уж большой срок. Наш народ под руководством Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева проделал огромную работу, добился многих успехов.
Однако, если мы не сохраним наше единство, мы можем лишиться всех наших достижений. События января наглядно показали это. Эти события потрясли все общество. Наш народ столкнулся с беспрецедентными угрозами. Возникла серьезная угроза целостности и суверенитету нашего государства. В те дни народ всей душой почувствовал ценность Независимости. Глубоко осознал важность согласия и стабильности, спокойствия и мира.
Благодаря несокрушимому единству мы защитили наше государство. Своевременно и решительно приняли меры, дали отпор террористам.
Я всегда говорю все открыто.
Во время пандемии я постоянно информировал общественность о сложившейся ситуации. В те опасные дни, как Глава государства, я несколько раз обращался к народу. Всесторонне разъяснил и донес до наших граждан все обстоятельства. Каждое решение принимал в интересах страны. Это – моя непоколебимая позиция.
К сожалению, из-за бандитов, грабителей, террористов погибло много наших граждан. Разделяю горе семей, потерявших близких, и еще раз выражаю им свои соболезнования. Мы сделаем все, чтобы подобное никогда не повторилось.
У казахов есть поговорка: «Нет дня дальше прошлого, нет дня ближе будущего». Наш долг – не забывать о кровавых преступлениях и наказать всех бандитов и террористов. Наш народ должен извлечь урок из этих событий. Мы не должны допускать действий, нарушающих спокойствие и безопасность страны.
Откровенно говоря, сейчас в обществе распространяется множество слухов. Это создает ложное представление и вводит людей в заблуждение. Поэтому очень важно публиковать точные сведения о прошлых событиях и давать им оценку. Это даже можно назвать нашим священным долгом. Народ должен вникнуть в их суть и глубоко понять причины.
Недавно в стенах Парламента прошли специальные слушания. Там правоохранительные органы дали полный отчет о результатах расследования. Откровенно говоря, такого масштабного обсуждения никогда не было. Депутатам и средствам массовой информации было рассказано обо всем открыто. Были даны ответы на вопросы, волнующие общество. Это показывает, что в справедливой оценке январских событий, прежде всего, заинтересована власть. Я полностью поддерживаю это, мы должны говорить правду. Это мой личный принцип.
Сейчас ведется следственная работа. Этим вопросом занимается специальная Межведомственная следственная группа. Поручаю правоохранительным органам постоянно публиковать результаты проводимой работы.
За различные правонарушения, совершенные во время трагических январских событий и последующего чрезвычайного положения, было задержано около двух тысяч человек. Тогда я поручил Генеральной прокуратуре установить их вину и, если нет тяжких преступлений, смягчить наказание. В результате многие граждане были освобождены из-под стражи.
Те же, кто совершил настоящие преступления, понесут полную ответственность перед законом. Иное поведение, то есть, проявление снисходительности к тем, кто суетится ради приобретения авторитета и к провокаторам, означает неуважение к памяти безвинно погибших.
В отношении нескольких сотен человек возбуждены уголовные дела. Мы открыто заявили о фактах применения правоохранителями запрещенных методов следствия, даже пыток в отношении задержанных. Такие дикие методы, оставшиеся со средневековья, противоречат принципам любого цивилизованного общества. Это совершенно чуждо и нам. Как только начали поступать сообщения о таких вопиющих случаях, я поручил тщательно их расследовать.
Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека с первых дней активно участвовал в работе. Граждане, занимающиеся правозащитной деятельностью, и члены Национального совета общественного доверия беспрепятственно посещали места содержания под стражей, знакомились с условиями содержания участников январских событий, рассматривали их жалобы.
Независимые общественные комиссии под руководством Омбудсмена и авторитетных юристов тесно сотрудничали с органами прокуратуры, открыто высказывали свое мнение и отстаивали свою позицию. Такой подход к работе показал открытость и демократичность следственного процесса, позволил индивидуально рассматривать каждое заявление и жалобу. В результате вероятность вынесения незаконного приговора значительно снизилась.
Практика открытого сотрудничества гражданского общества и компетентных органов должна прочно укорениться в нашей стране.
Пользуясь случаем, выражаю благодарность общественным активистам и юристам за их гражданскую позицию и профессионализм.
Сейчас готовы предварительные выводы. Мы точно знаем, что злоумышленники пытались совершить государственный переворот. В связи с этим возникает вопрос: почему мятежники пошли на такой шаг? Ответ очевиден.
В последние годы мы перешли к кардинальному обновлению, трансформации Казахстана. Начались масштабные изменения в различных сферах. Это не понравилось некоторым влиятельным лицам. Они стремились продолжить свою многолетнюю незаконную деятельность. Жаждали получить более высокую власть. Для этого опытные преступники, вооруженные банды и нечистоплотные чиновники объединились и создали тайную группу.
Наши внутренние и внешние враги вступили в сговор и хотели захватить власть. Они перенаправили народный протест в иное русло и намеренно провоцировали людей. Террористы напали на государственные органы, стратегические объекты и здания, принадлежащие бизнесу. Они стреляли в мирных жителей, чтобы очернить власть.
Все это хотели использовать в своих целях радикальные силы за рубежом. Они хотели превратить Казахстан в арену конфликта и разрушить страну. Планировали уничтожить нашу мирную жизнь. Хотели отстранить Президента от власти.
По сути, это была чрезвычайно опасная угроза нашей государственности. Но злые намерения заговорщиков не осуществились. Я открыто заявил, что в самый трудный момент, при любых обстоятельствах, буду до конца со своим народом.
Не зря наши предки говорили: «Внутренний враг хуже внешнего».
Среди тех, кто стремился к перевороту, были известные люди.
Высокопоставленные чиновники предали государство. Среди предателей были и руководители силовых и специальных органов. Они препятствовали законным действиям силовых структур. Предоставляли ложную информацию руководству государства о ситуации в городах. Даже взяли под свой контроль специальные правительственные и другие каналы связи. Одним словом, они использовали все доступные им средства для развала страны.
В результате мы были вынуждены обратиться за помощью к Организации Договора о коллективной безопасности. Этот шаг был осуществлен в соответствии с внутренними и международными нормами. Миротворческие силы не сделали в стране ни одного выстрела. Они лишь обеспечивали безопасность стратегически важных объектов. Этого мы добились в результате предварительной договоренности. После стабилизации ситуации, через две недели, они были полностью выведены из Казахстана.
Это – многосторонний вооруженный контингент, в составе которого есть и Казахстан. Нельзя отрицать важную роль миротворческой миссии. Но, в конечном итоге, мы победили бандитов своими силами.
В связи с этим хочу остановиться на одном вопросе. Предательство изменников не должно наносить ущерб репутации правоохранительных органов. Сотрудники, служащие там, – тоже наши братья. Они доказали, что они вместе со страной, что будут бороться за свой народ до последней капли крови. Они остались верны присяге и самоотверженно защищали наше государство. Я выражаю благодарность стражам порядка, которые в критический момент без колебаний противостояли опасности.
Кроме того, наши граждане добровольно создавали отряды и участвовали в поддержании общественного порядка. Благодарю всех граждан, проявивших уникальный пример единства и сострадания в ответственный момент.
В те дни наш народ показал, что он – единая страна, способная преодолеть любые угрозы. Благодаря духу патриотизма мы сохранили нашу священную Независимость.
По сути, январские события стали серьезным испытанием для нашей государственности. Мы стояли на краю пропасти. Одно неверное движение или отсутствие решительных действий – и наше государство было бы обречено.
Расследование по делу о сговоре силовых структур и их сообщников ведется интенсивно в условиях секретности. Впереди нас ждет огромная работа: опрос свидетелей, проведение экспертиз и изучение различных данных.
Могу сказать одно: злоумышленники провели тщательно спланированную масштабную операцию. Они стремились опорочить руководство государства перед нашим народом и мировым сообществом, отстранить его от власти. Они без колебаний использовали профессионально подготовленных бандитов для достижения своих целей. Им было поручено уничтожить Алматы, крупнейший город страны, посеять страх и отчаяние среди населения, разрушить порядок в стране и погрузить ее в хаос.
Поэтому я обещаю, что все виновные в этих трагических событиях понесут заслуженное наказание, независимо от занимаемой должности и положения в обществе.
В те дни не оставалось иного выхода, кроме как принять жесткие и срочные меры. В самые решающие моменты я сделал все, что мог, для своей страны. Это – мой президентский и сыновний долг.
Уважаемые депутаты!
Реализация необходимых народу реформ – моя главная задача как Главы государства. Без политической модернизации невозможно устойчивое развитие страны, проведение масштабных социально-экономических изменений. Это очевидно. За два с половиной года мы добились конкретных результатов в этом направлении.
Я уже предложил четыре пакета политических реформ. В рамках них был реализован ряд важных инициатив, направленных на дальнейшую демократизацию общества.
Масштаб позитивных изменений в обществе можно оценить, исходя из того, что только в политической сфере было принято более десяти законов. Возьмем, к примеру, новый, демократический закон о мирных собраниях.
Этот документ позволил активным гражданам, в том числе общественным активистам оппозиционных взглядов, беспрепятственно проводить митинги и свободно выражать там свои мнения. Это новшество открыло путь к укоренению новой политической культуры в стране, к росту взаимной ответственности и доверия в обществе. Тем не менее, некоторые активисты, стремящиеся к провокациям, считают, что этот демократический закон следует не соблюдать, а даже нарушать.
Заявляю, что впредь мы не будем проявлять никакой мягкости. Требования этого закона, как и других законов, должны неукоснительно соблюдаться.
Безответственность и безрассудные действия некоторых обошлись слишком дорого для граждан, уважающих закон. Закон един для всех, и ему должны подчиняться как представители власти, так и общественные активисты.
Политические изменения показали готовность граждан принимать решения на всех уровнях – от местного самоуправления до общенациональных вопросов.
Политическая трансформация направлена на искоренение кумовства и монополии во всех сферах и формирование честных и справедливых «правил игры». Но не всем нравится такое намерение и темп работы.
Люди, привыкшие решать все «по знакомству» и «за взятки», в панике боятся потерять свои прежние привилегии и источники дохода. Они решили, что необходимо немедленно действовать, чтобы пошатнуть основы нашей государственности. Можно даже сказать, что они выступили против собственного народа.
Многие люди после трагических январских дней думали: «Все пойдет вспять, власть замедлит темпы модернизации и будет действовать осторожно». Однако мы не свернем с выбранного пути. Наоборот, мы ускорим темпы системных изменений во всех сферах общества.
Предлагаемые мной сегодня инициативы были тщательно продуманы и отработаны задолго до январских событий. Откровенно говоря, были эксперты и государственные служащие, которые советовали мне: «Не торопитесь, отложите этот план до лучших времен». Они говорили: зачем менять систему, если есть возможность использовать текущую ситуацию в своих интересах?
Теперь некоторые выразили обоснованные опасения, что в условиях обострения геополитической ситуации в стране может воцариться хаос, подобный «горбачевской перестройке», и распространится уличная демократия. Но я твердо убежден, что стране необходимы кардинальные реформы. Иначе мы столкнемся с застоем. Мы хорошо знаем из недавней истории Советского Союза, как застой может привести к краху государства.
Январские события прошлого года также в определенной степени стали следствием застоя в стране. За последние два месяца я определил задачи, которые необходимо решить в первую очередь в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной и общественной безопасности.
Сегодня я представляю программу комплексной модернизации политической системы страны. Этот документ, прежде всего, основан на потребностях и запросах общества.
Были учтены рекомендации депутатов Парламента, Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Верховного суда и авторитетных экспертов. По этой теме прошли обсуждения в Национальном совете общественного доверия. При подготовке документа были тщательно изучены предложения исследователей и общественных деятелей, политических партий и неправительственных организаций.
В целом, предлагаемые реформы можно назвать совокупным отражением различных мнений в нашем обществе. Эти инициативы, являясь закономерным продолжением начатых ранее изменений, решают две актуальные задачи.
Во-первых, они способствуют последовательной демократизации общества.
Во-вторых, они обеспечивают устойчивость и управляемость государства. Это особенно важно в условиях глубоких общественных изменений внутри страны и обострения геополитической борьбы.
Нынешняя международная обстановка напоминает самый сложный период холодной войны. Однако нынешнюю ситуацию, когда мир находится на грани полномасштабного конфликта, государства противостоят друг другу жесткими санкциями, а последствия для всего мира непредсказуемы, можно назвать беспрецедентной трудностью, с которой человечество никогда не сталкивалось. Поэтому для нас жизненно важно не отклоняться от намеченной цели, сохранять целостность страны, общенациональное единство и солидарность.
Нет никакой необходимости проводить реформы только ради того, чтобы называться реформаторами. Я говорил это неоднократно. Мы не проводим эти изменения, чтобы понравиться кому-то. Мы не будем обманываться приятными на слух, но маловероятными, сомнительными показателями.
Прошли те времена, когда мы довольствовались формальными успехами, реализованными только на бумаге, но далекими от реальности. Народу нужны не пустые слова и пустые обещания, а позитивные изменения, которые можно увидеть и потрогать.
Мы должны открыто обсуждать любые проблемы и вместе искать оптимальные пути их решения. Мы должны искоренить искусственные монополии в экономике и политике. Вместо них очень важно установить открытую и справедливую конкуренцию. Потому что только при наличии реальной конкуренции повышается благосостояние народа и улучшается его положение.
Система управления, основанная на концентрации всех полномочий в одних руках, утратила свою эффективность. Эта система не способна объединить гражданское общество с различными взглядами и позициями. Поэтому мы должны тщательно обдумывать каждый шаг, чтобы изменить политическую модель развития Казахстана.
Я говорю здесь, прежде всего, о полном переходе от суперпрезидентской модели управления к президентской республике с сильным Парламентом. Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны.
Перед нами стоит задача усиления роли Парламента. Это откроет путь к успешной реализации концепции «государства, прислушивающегося к голосу народа». Мы точно знаем, какой страной мы станем в будущем. Мы превратим Новый Казахстан в эффективное государство с развитым гражданским обществом. В связи с этим мы будем руководствоваться принципом «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Сегодня я предлагаю ряд инициатив, которые позволят нам достичь этой стратегической цели.
ПЕРВОЕ. О полномочиях Президента
Как я уже говорил ранее, в Казахстане сформировалась суперпрезидентская модель управления. На начальном этапе развития нашему государству была необходима такая модель. Однако мы не стоим на месте. Меняется общество, меняется страна. Наша политическая система должна адаптироваться к новым условиям.
Сейчас у нас все замыкается на Президенте. Это неправильно. Мы должны постепенно отказываться от этого.
Для меня долгосрочные интересы государства гораздо важнее дополнительных возможностей и временного влияния власти. Поэтому я заявил на съезде партии «Amanat» в январе, что в этом году откажусь от председательства в организации.
Недопустимо сращивание партии с государственным аппаратом. Монополия в политике порождает различные социальные болезни и приводит государство в кризис. Политическое доминирование необходимо максимально ограничивать.
Предлагаю законодательно оформить обязанность Президента приостанавливать членство в партии на период исполнения своих полномочий. Эта норма повысит политическую конкуренцию и создаст равные условия для развития всех партий. Таким образом, мы убережем будущих лидеров страны от стремления подчинить себе основные политические институты.
Точно так же целесообразно внести в законодательство норму об обязательной партийной непринадлежности председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного совета.
Мы видим, что ситуация с концентрацией всех полномочий в одних руках повторяется и на региональном уровне. Поэтому необходимо законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в партийных филиалах. Такие решения позволят сформировать многополюсную партийную систему.
Монополизация политической и экономической деятельности стала основной причиной январских событий, это сегодня известно всему обществу.
Мы извлекли из «трагического января» следующий важный урок: концентрация всех полномочий в руках высшего должностного лица государства необоснованно усиливает влияние его приближенных и финансово-олигархических групп. Затем они начинают рассматривать государство как свою собственность.
Кумовство в любой стране искажает кадровый отбор и приводит к распространению коррупции. Необходимо четко осознать, что кумовство и трайбализм ведут к гибели.
Такие отношения позволяют процветать лишь небольшой группе. А остальных заставляют смириться с отсутствием каких-либо перспектив в жизни и бороться лишь за выживание.
Глава государства должен быть непоколебимой гарантией предоставления равных возможностей всем гражданам. Поэтому законодательно запрещается близким родственникам Президента занимать политические государственные должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе. Считаю, что такую норму не будет лишним внести и в Конституцию.
Чем больше полномочий у Президента, тем более безграничной властью он становится.
Глава государства имеет право отменять акты, принятые акимами областей, городов республиканского значения, или приостанавливать действие таких документов. Эта норма приводит к установлению необоснованной практики «ручного управления» и ослабляет самостоятельность местных исполнительных органов.
Более того, сейчас Президент имеет право освобождать от должности акимов районов и даже сел. Такие законодательные нормы должны быть отменены.
Лишение Президента слишком большого количества полномочий обеспечит только прогрессивное движение процесса политической модернизации в стране. Предлагаемые инициативы кардинально изменят «правила игры» и создадут прочную основу для дальнейшей демократизации общества.
ВТОРОЕ. Реструктуризация ветви законодательной власти
Постепенно сокращая полномочия Президента, мы должны значительно усилить роль Парламента. Тем самым мы укрепим институциональную основу нашего государства. По сути, в нашей стране должна быть сильная законодательная власть.
На депутатов, обладающих мандатом доверия народа, возлагается высокая ответственность. Они должны активно участвовать в деле процветания нашего государства. Прежде всего, следует пересмотреть порядок формирования Сената и некоторые его функции.
В настоящее время верхняя палата состоит из 49 депутатов. То есть, от каждого региона избираются два сенатора, и 15
«Сильные регионы – сильная страна» – этот принцип всегда актуален. В связи с этим очень важно оптимальное административно-территориальное устройство нашей страны. Ранее Шымкент стал городом республиканского значения. Областной центр был перенесен в город Туркестан.
Вместе с тем, Южно-Казахстанская область была переименована в Туркестанскую область. Это был правильный шаг, с какой стороны ни посмотри. Народ принял его очень тепло. В своей статье «Независимость – превыше всего» я говорил, что эта тенденция будет продолжена.
С тех пор от наших граждан поступило множество предложений. По моему поручению все они были тщательно изучены. Учитывая пожелания народа, сегодня я выдвигаю ряд инициатив.
Прежде всего, предлагаю создать Абайскую область в Семипалатинском регионе.
Город Семей станет центром новой области. Я знаю, что жители региона давно поднимают этот вопрос. Сейчас там немало нерешенных проблем. Например, внутренняя инфраструктура региона сильно изношена. Состояние города Семей, некогда объединявшего деятелей Алаша, тоже неважное. Мы должны восстановить историческую справедливость и возродить священный край, где родились наши великие предки.
Еще один вопрос. Необходимо создать Улытаускую область на территории бывшей Джезказганской области. Город Джезказган вновь станет областным центром. Создание самостоятельной области в этом регионе – важное решение не только с экономической, но и с духовной точки зрения.
Улытау, расположенный в самом сердце обширной казахской земли, занимает особое место в нашей истории. Здесь проходили великие собрания, решавшие судьбу страны. Этот регион, расположенный в центре Сарыарки, обладает огромным туристическим потенциалом. Необходимо рационально использовать его производственную мощность и логистические возможности. Одним словом, мы откроем путь к развитию Улытауского региона.
Третий вопрос. Много проблем связано с Алматинской агломерацией. Жители области в основном сконцентрированы вокруг города. Решать проблемы в Узынагаше или Талгаре, находясь в Талдыкоргане, непросто. Населению приходится ездить далеко, чтобы добраться до областного центра. Учитывая эти и другие обстоятельства, я предлагаю разделить Алматинскую область на две части.
В этом регионе будут созданы Жетысуская и Алматинская области. Центром Алматинской области должен стать Капшагай. А центром Жетысуской области станет Талдыкорган. Я считаю, что эти шаги дадут новый импульс развитию регионов.
В целом, создание новых областей – это вопрос, волнующий многих. Не секрет, что в регионах, лишившихся статуса области, сократилось население и снизилось качество жизни. Пришло время восполнить этот пробел.
Административно-территориальные изменения упростят процесс государственного управления. Они облегчат передвижение населения в областные центры.
Это будет способствовать регулированию внутренней миграции.
В названиях вновь создаваемых областей – Абай, Улытау, Жетысу – есть особый смысл. Мы будем возрождать в сознании поколений исконные названия наших обширных земель, имена наших великих личностей. Например, город Капшагай тесно связан с именем выдающегося сына нашего народа – Динмухамеда Кунаева. Если народ предложит присвоить Капшагаю имя Кунаева, я поддержу это мнение. Все это я говорю, опираясь на предложения и мнения граждан. Если местные жители массово поддержат эти инициативы, их можно будет реализовать в ближайшее время.
Поручаю Правительству тщательно проанализировать вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, и предложить пути его реализации. Это непростая задача. Все это нужно тщательно обдумать и делать взвешенно. Эти предложения также позволят принять меры по оптимизации численности государственных служащих в аппаратах акимов областей и городов республиканского значения. Их сокращение будет осуществляться в зависимости от численности населения регионов. В любом случае, заместителей акима должно быть не более трех. Только в исключительных случаях будет разрешен четвертый.
Администрации Президента следует взять этот вопрос под свой контроль.
ДЕВЯТОЕ. Децентрализация местного самоуправления.
Без углубления процесса децентрализации власти невозможно успешно провести политическую модернизацию и развить гражданское общество. Мы продолжим передачу конкретных полномочий от центра регионам. Прежде всего, необходимо эффективно разграничить задачи государства и институтов местного самоуправления.
Мы должны понимать, что сильная система местного самоуправления является основой для прямого участия граждан в улучшении качества жизни на своей территории. Очевидно, что казахстанцы всегда готовы взять на себя ответственность за свой город, район и село. Нельзя недооценивать людей. Не стоит бояться давать им полномочия, с которыми они справятся.
В рамках политической модернизации маслихаты должны стать основным звеном местного самоуправления. Сегодня они имеют гибридный характер как института местного государственного управления и местного самоуправления. Поэтому необходимо четко определить полномочия маслихатов.
Систему финансирования регионов следует коренным образом пересмотреть. В настоящее время сельские округа полностью зависят от вышестоящих акимов. Поэтому они получают незначительную поддержку. Учитывая выборность акимов, было бы целесообразно ввести прямой механизм финансирования органов местного самоуправления в соответствии с передовым международным опытом.
Также необходимо значительно расширить их имущественную базу. Обладая значительными ресурсами, они будут влиять на ситуацию и, вместе с тем, брать на себя ответственность. В противном случае это окажется не самоуправлением, а лишь обманом. В связи с этим все необходимые подготовительные работы должны быть завершены к середине текущего года.
Важным шагом станет упрощение порядка государственных закупок для органов местного самоуправления, устранение бюрократии и формализма.
Поручаю Правительству совместно с Администрацией Президента проработать пути реализации данных поручений и учесть все это при разработке Закона «О местном самоуправлении». Также необходимо проработать вопрос ратификации Казахстаном Европейской хартии местного самоуправления, являющейся международным базовым документом в этой сфере. Все эти меры будут способствовать появлению настоящих авторитетных, ответственных местных лидеров, способных мобилизовать окружающих на эффективное решение проблем, волнующих общественность.
Укрепление системы местного самоуправления откроет новые возможности для развития регионов, снижения иждивенческих настроений и укрепления демократических преобразований в стране.
ДЕСЯТОЕ. О неотложных антикризисных мерах
В связи с резким обострением геополитической ситуации Казахстан сталкивается с беспрецедентными в нашей новейшей истории финансово-экономическими трудностями. Жесткая санкционная борьба уже наносит существенный ущерб не только отдельным странам, но и всей мировой экономике. Ситуация стремительно, даже ежечасно, меняется. На мировом рынке нарастают неопределенность и нестабильность. Производственные и торговые системы рушатся. Но нет оснований для паники. В нашей стране имеются все резервы и инструменты для преодоления масштабного кризиса.
Правительство обязано в кратчайшие сроки реализовать комплекс неотложных антикризисных мер. Прежде всего, необходимо обеспечить стабильность национальной валюты. Это – основной фактор нашей экономической безопасности.
Последние события показали, что на тенге оказывается огромное давление.
Вы сами это видите.
Нестабильность на валютном рынке связана с паникой населения, выводом капитала из страны, трансграничными «теневыми» денежными переводами.
Поэтому необходимо снизить нарастающий в финансовой сфере искусственный спрос, в том числе вызванный активностью внешних покупателей.
Накануне я подписал указ, вводящий ограничения на вывоз валюты за рубеж.
Крупные институциональные структуры должны обеспечивать спрос, покупая иностранную валюту только в рамках исполнения своих договорных обязательств.
Необходимо проработать вопрос об увеличении объема продажи экспортной валютной выручки с участием государства. Я ожидаю продажи своей валютной выручки и от частного сектора – недропользователей.
Банки второго уровня должны осуществлять контроль и мониторинг получения валюты их клиентами в ходе исполнения своих договорных обязательств.
Необходимо строго контролировать соблюдение банками этих требований.
Мошеннические действия на рынке ни в коем случае не должны стимулировать необоснованное «создание» денег из наших резервов.
Правительство, Национальный банк, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка должны принять решительные меры в этом направлении.
В целом, нужны продуманные решения.
В условиях крайне неста