Председатель Национального банка РК Галымжан Пирматов рассказал о причинах сохранения базовой ставки, мерах по обеспечению финансовой стабильности и ситуации на валютном рынке, сообщает Казинформ.
«Ситуация очень сложная, уровень неопределенности колоссальный. На внешнем секторе появились самые негативные угрозы и геополитические риски. Мы отслеживаем заявления правительств, центральных банков, финансовых и других организаций относительно санкций против Российской Федерации и оцениваем, как эти санкции повлияют на Казахстан. Для обеспечения финансовой и ценовой стабильности в Казахстане будут приняты все необходимые меры», — сказал он.
Председатель НБ в этой связи объяснил причины внеочередного повышения базовой ставки до 13,5 процента в феврале.
«Мы постоянно отслеживаем ситуацию на внутренних и внешних рынках, а также оцениваем возможные последствия рыночных изменений. В случае возникновения резких изменений, которые могут привести к негативным последствиям для страны, Национальный банк имеет право принимать решения по базовой ставке вне планового графика. Ситуация на конец февраля доказывает это. Теперь, если говорить о причинах ее возникновения, внешние шоки не одинаково влияют на разные страны. Учитывая, что Россия является нашим основным торговым партнером, ослабление курса рубля оказало давление и на тенге. В такой ситуации, срочное повышение базовой ставки в Казахстане стало необходимой мерой для предотвращения распространения последствий внешних шоков на экономику страны. Принятое нами срочное решение позволило снизить давление на обменный курс тенге, в частности, спекулятивное давление, и было направлено на предотвращение роста инфляционных и девальвационных ожиданий. Важно показать, что мы готовы взять на себя ответственность в таких кризисных ситуациях. Мы открыто публикуем и делимся с рынком наши действия, информацию об изменениях в торговле и интервенциях», — сказал Галымжан Пирматов.
Он также рассказал о факторах, повлиявших на решение сохранить текущую базовую ставку.
«Учитывая быстро меняющуюся ситуацию и беспрецедентный уровень неопределенности, мы сделали паузу на определенное время. Это время позволит нам собрать новую информацию о влиянии основных внутренних и внешних макроэкономических индикаторов на эти непредвиденные изменения. В случае кардинального ухудшения ситуации у нас остается пространство для принятия дальнейших решений в рамках процентной политики. Если мы увидим рост волатильности на финансовых рынках, мы сможем существенно ужесточить денежно-кредитные условия, не нанося ущерба финансовой стабильности», — сказал председатель НБ.
Галымжан Пирматов также остановился на принятии решений по базовой ставке как части общей политики по снижению инфляции.
«Мы вынуждены чувствовать и понимать эти трудности, учитывая возникновение внешних геополитических рисков. Все наши действия направлены на обеспечение ценовой и финансовой стабильности в Казахстане. Само по себе повышение базовой ставки компенсирует инфляционные ожидания и повышает доходность сбережений в тенге. То есть, мы стараемся облегчить инфляционное давление, стимулируя стремление населения к сбережениям. После повышения базовой ставки также сразу выросли максимальные ставки, предлагаемые Казахстанским фондом гарантирования депозитов», — сказал он.
Он отметил, что Национальный банк Казахстана совместно с Правительством объявил программу защиты тенговых вкладов. Она предусматривает выплату компенсации в размере 10 процентов. Все эти меры направлены на повышение доходности тенговых сбережений, поддержку нашего населения и снижение инфляционного давления в экономике.
«Хотел бы дополнительно отметить, что в нормальных условиях рост базовой ставки делается в определенной степени для роста стоимости денег в экономике. В какой-то мере может снизиться доступность кредитных средств. Именно в такой ситуации мы делали это не для повышения стоимости денег в экономике и ограничения доступности кредитования. Мы повысили ставку для фондирования банков. Поскольку база банков формируется из депозитов населения, с помощью которых банк кредитует население. Если девальвационные и инфляционные ожидания населения приведут к изменению подходов к ведению домашнего хозяйства, то есть долларизации депозитной базы, то у банков мог бы закончиться ресурсный накопительный фонд, позволяющий кредитовать. Поэтому это решение принимается для того, чтобы у банков была возможность кредитовать нашу экономику», — сказал Галымжан Пирматов.
Он также отдельно остановился на влиянии динамики курса рубля на курс тенге и текущей ситуации на валютном рынке.
«Ситуация действительно сложная. Торговля рублем волатильна в связи с предположениями о дальнейшем усилении санкций. Конечно, Российская Федерация сейчас является нашим основным торговым партнером. Изменение курса рубля к доллару не может не сказаться на казахстанском тенге. В результате введенных санкций рубль теперь технически торгуется на двух основных площадках – Московской бирже, внутреннем рынке и межбанковском рынке. К сожалению, ценообразование на них разное. Мы больше смотрим на Московскую биржу, где есть ликвидность. На межбанковской бирже ликвидности не так много. Хотел бы отметить, что даже при таком курсе рубля к доллару, рубль торгуется с ростом сегмента, без фундаментального анализа того, сколько он должен стоить. Это — нормальное взаимодействие рынка. Я считаю, что тенге не должен