Депутат призвал Агентство по финансовому мониторингу проанализировать информацию о валютных интервенциях за последние три месяца, включая продажу и покупку иностранной валюты, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Депутат Мажилиса Аманжан Жамалов в своем запросе на имя главы Национального банка Галымжана Пирматова заявил, что Национальный банк, декларируя свободный рыночный курс, активно проводит интервенции.
«Свободная плавающая ставка, которую проводит Нацбанк, — это как мираж: говорят, но никто ее не видел. В целом, объем валютных торгов в ноябре и декабре 2021 года составил 3,6 и 4,2 миллиарда долларов соответственно. В период с 12 по 31 января 2022 года — 2,5 миллиарда долларов. За последние 3 месяца — 10 миллиардов долларов США. Это колоссальный объем валютных торгов в истории Казахстана. Причем большая его часть прошла с участием Национального банка.
Например, для удержания курса тенге 12-13 января 2022 года объем валютных интервенций Национального банка составил 240 миллионов долларов США. Это около 50% от общего объема торгов. Национальный банк проводил валютные интервенции и в ноябре-декабре 2021 года — по ним сальдо составило около 500 миллионов долларов США», — сказал депутат Мажилиса Аманжан Жамалов.
Он посетовал на то, что данные о валютных интервенциях за январь 2022 года еще не опубликованы.
«Однако даже эти цифры поражают. По своему объему их можно сравнить с расходами министерств здравоохранения или образования и науки. В чьих интересах проводились интервенции и тратились резервы? Это делалось не для проведения импортных сделок, а для удовлетворения спекулятивного спроса. Проще говоря, те, у кого были деньги, купили доллары по «хорошему курсу» за счет Национального банка. И эти деньги, похоже, были выведены за рубеж», — сказал он.
По его словам, даже профессиональные участники рынка не понимают, от чего зависит курс тенге.