Официальный сайт Акорды опубликовал выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана, сообщает «Ұлт ақпарат».
Уважаемые члены Совета Ассамблеи!
Сегодня мы собрались в преддверии 30-летия нашей Независимости.
Юбилей Независимости – важнейший исторический рубеж для Казахстана. За эти годы мы построили прочное, сильное государство.
Мы развили нашу экономику, повысили благосостояние народа. Всего этого мы достигли благодаря нашему благословенному единству.
Благодаря конструктивной политике Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия. Ее эффективность признана мировым сообществом.
Стабильность и мир в Казахстане начинаются с согласия и равенства в обществе, взаимного доверия и уважения. Гармоничное сосуществование различных культур на нашей священной Родине – яркое тому подтверждение. Это – главный принцип и неизменное стратегическое направление нашего становления как единой нации.
В современном мире немало вызовов. В таких условиях мы должны и далее укреплять наше общенациональное единство. Только так мы сможем укрепить нашу государственность и покорить новые вершины. Вы знаете, что на двадцать девятой сессии Ассамблеи Елбасы доверил мне руководство этой уникальной структурой. Я искренне благодарю всех вас за поддержку этого решения.
В своем нынешнем Послании я уделил особое внимание необходимости дальнейшего укрепления единства страны. Несомненно, наша Ассамблея играет ключевую роль в этой важной работе.
В последнее время нередко можно услышать мнение, что Ассамблея народа Казахстана нацелена на защиту и продвижение интересов различных этнических групп. Это слишком упрощенное, одномерное понимание ее огромного значения для нашей страны. На деле именно Ассамблея стала действенным инструментом укрепления единства нации и смогла объединить всех граждан вокруг идеи общей государственности. Благодаря ее созданию у нас появился эффективный механизм предотвращения политизации этнического вопроса, добавлю, очень сложного по своей сути вопроса.
Нельзя забывать, что на заре суверенитета многие политики и политологи предрекали нашему государству незавидную участь.
Для многих обычных людей и даже экспертов их предсказания казались обоснованными, особенно на фоне межэтнических конфликтов, полыхавших на просторах бывшего Советского Союза.
Однако все вместе, будучи единым народом Казахстана, мы смогли доказать несостоятельность пессимистических прогнозов. В этом огромной важности роль сыграла Ассамблея народа Казахстана, ставшая институтом общенациональной солидарности и символом единства народа.
Сегодня Ассамблея, обладая конституционным статусом, внедряет в свою деятельность новые подходы и стандарты, ориентированные на более широкое вовлечение казахстанцев в общественно-политическую жизнь страны.
Ассамблея всегда уделяла особое внимание продвижению государственного языка и укреплению его статуса в Казахстане. Только за это мы должны воздать должное Ассамблее народа Казахстана как патриотической организации.
Обычной практикой стали и такие новые формы гражданской активности, как благотворительность, социальное предпринимательство, меценатство, медиация.
К сожалению, мировой опыт показывает, что этнический фактор, межнациональные отношения до сих пор являются детонатором разного рода конфликтов, особенно в кризисные периоды. Их деструктивный потенциал заметно усиливается в современную эпоху информационных и гибридных войн, участившихся популистских заявлений, спекуляций и даже откровенных провокаций.
В целом, межэтническая толерантность положительно влияет на экономику, социальное положение людей. Мы убедились в этом за эти тридцать лет.
Для сохранения стабильности в стране огромное значение имеют культура и образование, информационная безопасность. Мы приняли комплексные и эффективные, то есть инклюзивные, меры в этом направлении государственной политики. Для этого созданы специальные структуры. Тем не менее, каждое министерство и ведомство играет особую роль в укреплении межэтнического согласия. Особенно важна роль политики в социальной сфере.
По сути, этнополитикой должны заниматься не только компетентные органы.
Для успешного выполнения предстоящих задач государство и общество должны работать сообща. Только так мы сможем сохранить благополучие и единство нашего народа, укрепить наше государство. Это единственный путь к устойчивому развитию и процветанию.
Мы должны принять конкретные меры для дальнейшего совершенствования политики межэтнических отношений. Это требование времени, одна из долгосрочных целей Казахстана.
Государственным органам, Ассамблее народа Казахстана следует сосредоточиться на следующих приоритетах.
Первое. Региональное развитие, основанное на принципах равенства возможностей.
Мировая практика показывает, что компактное проживание этносов способствует их социокультурной изоляции.
Это приводит к возникновению этнических анклавов, культурных и языковых барьеров, ведущих к росту межэтнического напряжения и даже возникновению конфликтов.
Поэтому, учитывая такой отрицательный опыт в мире, нужно разработать системные меры по преодолению негативной тенденции образования замкнутых этнических районов и кварталов в сельской местности и городах нашей страны.
В ряде регионов наблюдается также феномен «внутренней эмиграции», когда представители этнических групп дистанцируются от казахстанской действительности. Такая тенденция может воспрепятствовать полноценной интеграции этносов в казахстанское общество.
Считаю, что о таких серьезных проблемах нужно говорить открыто, откровенно. Замалчивать эти проблемы нельзя. В противном случае это может привести к нежелательным результатам, и мы не сможем реалистично оценивать всю сложность возникающих вопросов.
Проблемы развития регионов нужно рассматривать, прежде всего, с точки зрения исключительной важности достижения гармонии в этнодемографической сфере. С этим также связано последовательное повышение качества человеческого потенциала.
Хочу особо отметить: государство будет целенаправленно проводить политику социально-экономической интеграции этносов и пресекать любые трения на этой почве во избежание их перерастания в конфликты. Тем более, нам хорошо известно, что все такие конфликты – дело злонамеренных провокаторов. Вот с такими провокаторами мы будем бороться и будем беспощадны.
Второе. Повышение эффективности работы местных исполнительных органов.
Мы в прошлом году открыли отдельные отделы при управлениях внутренней политики каждого региона. Необходимо поддерживать эти отделы и активизировать их работу. Им не должны даваться поручения, выходящие за рамки их компетенции.
Каждый должен выполнять возложенные на него задачи. Мы должны придерживаться этого требования и в отношении деятельности учреждения «Қоғамдық келісім». Желательно повысить заработную плату сотрудникам, работающим в указанных коллективах.
Необходимо уделять особое внимание обеспечению специалистами региональных структур в сфере межэтнических отношений. Эту работу следует в первую очередь проводить в регионах с многонациональным составом и плотным проживанием представителей определенных этносов.
Министерство информации и общественного развития проводит системный анализ в сфере межэтнических отношений. Кроме того, министерство определило методы эффективного реагирования при возникновении какого-либо конфликта.
Акиматы всех уровней должны качественно выполнять рекомендации. В этой работе следует опираться на опыт Ассамблеи.
Также необходимо максимально поддерживать институты гражданского общества для укрепления мира и согласия. Соответствующие должностные лица несут прямую ответственность за гармоничность их деятельности. В этой сфере недопустимы халатность и ошибки. Каждый должен помнить об этом.
Третье. Профилактика социальных, криминальных, бытовых конфликтов.
Это одна из первостепенных задач местных исполнительных органов.
Как сейчас принято говорить, «нулевая терпимость» к конфликтам на этнической почве должна стать нормой для органов внутренних дел и прокуратуры.
Все проявления этнического высокомерия, от кого бы они ни исходили, дискриминация по любым признакам, попытки расшатать на этой почве общественный порядок и, в целом, внутреннюю стабильность должны жестко пресекаться в соответствии с законом.
Акиматам всех уровней следует проводить профилактическую и информационную работу по каждому случаю нарушения прав граждан на этнической или языковой основе.
Необходимо активно использовать возможности общественно-правовых институтов, в частности, медиации.
Практика показывает, что для этномедиации в наших условиях наиболее эффективным является формат профессиональных переговорщиков.
Считаю, Ассамблея должна стать ключевым органом на этом направлении.
Важно не идти на поводу недобросовестных людей, всякого рода авантюристов, безответственных и некомпетентных политиков и экспертов, преследующих цель нанесения урона нашему единству извне и изнутри. Есть старая пословица: «собаки лают, караван идет». Как монолитное, единое общество мы уверены в себе, потому что наше дело правое. Это, однако, не означает наше бездействие. Нужно давать отпор, противостоять правовыми средствами и информационными инструментами разного рода провокациям против нашего общества и государства.
Четвертое. Дальнейшее развитие Ассамблеи народа Казахстана.
Общественные структуры Ассамблеи должны открывать путь к масштабной межэтнической коммуникации. Создание Республикан