С наступлением эпохи глобализации человечество вступило в четвертый этап развития – постиндустриальный. Поколение Z, родившееся в этом обществе, сменяется поколением Альфа (А), которое приходит в мир с 2010 года. Эти личности, взрослеющие в эпоху искусственного интеллекта, обладают особым уровнем понимания и, несомненно, другими ценностями. Для этих подростков, которые первыми осваивают язык гаджетов, не умея еще читать, свобода выбора и самосовершенствование стоят на первом месте. Они всесторонне демонстрируют свою индивидуальность через страницы в социальных сетях, а также привыкли к тому, что «умный алгоритм» подбирает для них любимые мультфильмы и музыку. Поскольку они с детства осваивают новинки цифровых технологий, они, несомненно, будут жить в особом пространстве, адаптированном к быстрым действиям в будущем.
Итак, готова ли система науки и образования в современном информационном обществе к формированию таких личностей? Каково текущее состояние этой сферы?
Канат Нуров, ученый, DBA, основатель научно-образовательного фонда «Aspandau», анализирует казахстанскую модель науки и образования в постиндустриальном обществе в своей книге «Манифест просветителей информационного общества», четко раскрывая ее особенности.
Цель образования в информационном обществе иная. Личность, которая теперь становится объектом образования, должна глубоко осознать систему объективных ценностей, таких как дух, душа, совесть, коллективное бессознательное, супер-эго и т.д., и важно ее творческое саморазвитие. В информационном обществе предпосылкой достижения цели образования как для обучающего, так и для обучающегося является наличие внутренней мотивации.
Система науки и образования в Казахстане может достичь своих целей только при условии опоры на идеологию и философию информационного общества.
В своем труде «Манифест просветителей информационного общества» автор называет несколько факторов, которые до сих пор препятствовали развитию системы науки и образования в стране. Во-первых, в постсоветский период сфера образования подверглась деидеологизации, резкое снижение морального воспитания оказало свое влияние на наши ценности и мировоззрение. Отклонившись от последовательности, наука оказалась в подвешенном состоянии, а образование – в упадке. Кроме того, идеализация негативного опыта при переходе к рыночной экономике привела к падению общественных морали и нравственности. Во-вторых, в постсоветский период распространился религиозный ретроградство, возобладали прагматизм и утилитаризм. Казахское общество, только что освободившееся от советской идеологии, пропагандировавшей атеизм, легко попало в ловушку различных религиозных течений. В-третьих, фактором, препятствующим развитию науки и образования, стала распространенная коррупция. Финансирование науки со стороны государства стало недостаточным, а систему образования захватили некомпетентные «ученые», добившиеся успеха в этой сфере сомнительными путями. Они начали вытеснять научные исследования настоящих талантливых специалистов. Наука оказалась в мертвом состоянии, а образование – отдалилось от науки.
Если обратиться к аргументам автора, то в настоящее время академический уровень образования в стране сильно снизился. «Не говоря уже о среднем специальном, профессионально-техническом или инженерно-педагогическом образовании, даже высшее образование, направленное на научные исследования, по государственному образовательному стандарту не превышает «профессионального» уровня», – говорит ученый. По его мнению, все высшее образование должно в первую очередь носить академический (научный) характер, и только потом – профессиональный (практический). Например, в сфере научно-педагогической деятельности внедрение инновационных технологий и других научных достижений в производство для получения специальности даст толчок развитию.
Правильной целью сферы науки и образования должно стать формирование личности информационного общества. Эпоха физического труда прошла, отныне важно прилагать усилия для развития таланта и интеллектуальных способностей личности. Здесь личность – не пассивный объект образования