Межконфессиональное и межэтническое согласие не только является одним из главных факторов стабильности современного казахстанского общества, но и составляет основу государственной национальной безопасности. Развитие нашего общества основано на терпимости и уважении к взглядам и убеждениям каждого гражданина страны. Таким образом, Казахстан принял уникальную модель межконфессионального согласия и веротерпимости. Н.А. Назарбаев сказал: «Наша модель межнационального и межконфессионального согласия – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. Мы хотим, чтобы нас именно так воспринимали на международной арене».
Как отметил Елбасы Н.А. Назарбаев: «Казахстан – единственное место в мире, где мирно живут мусульмане, православные, католики, протестанты, буддисты, иудеи. Единственное место, где все могут собраться вместе и обсудить все свои проблемы» [1]. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев постоянно подчеркивает, что внедрение в сознание граждан идеологии межнационального согласия и духовной консолидации является основной задачей на ближайшее десятилетие. За годы независимости Республика Казахстан выдвинула ряд инициатив, направленных на мир и стабильность в регионе и мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал важнейшей инициативой Казахстана. Это уникальный форум, объединяющий лидеров религий, способствующий урегулированию конфликтов между религиями и цивилизациями. Полностью осознавая возрастающую роль религии в обществе, Президент Н. Назарбаев выдвинул идею проведения Форума мировых и традиционных религий в столице Республики Казахстан – Астане. По замыслу Елбасы Казахстана, диалог между лидерами мировых и традиционных религий, основанный на общих проблемах, откроет широкие перспективы для взаимного сотрудничества и будет способствовать преодолению негативных явлений современности, таких как насилие, фанатизм, экстремизм и терроризм.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий, проходившие в Астане в 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018 годах, стали одним из крупнейших международных мероприятий не только в истории независимого Казахстана, но и в мире. Успешное проведение форумов принесло Казахстану значительные политические дивиденды, способствовало росту его авторитета на международной арене как состоявшегося государства, способного адекватно отвечать на наиболее актуальные проблемы современности. Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал весомым вкладом Казахстана в процесс межконфессионального диалога и занял особое место перед мировым сообществом в укреплении принципов толерантности, взаимопонимания и сотрудничества.
Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23 сентября 2003 года. Инициатором проведения этого знаменательного собрания выступил Елбасы Нурсултан Назарбаев, а эту идею поддержали и согласились принять участие многие религиозные объединения и группы, такие как Всемирная исламская лига, Всемирный еврейский конгресс, Ватикан, Русская православная церковь, а также международные сообщества, такие как ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ. Таким образом, на данный съезд прибыли 18 делегаций из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Америки, Канады, Европы.
Основными приоритетами первого съезда были определены: принятие мира, согласия и толерантности как незыблемых принципов человеческого бытия; достижение взаимоуважения и терпимости между религиями, конфессиями, народами и этносами; противодействие попыткам использования религиозных чувств людей для разжигания конфликтов и военных действий. По итогам Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий была принята «Декларация Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий».
Участники съезда:
«…Признавая право каждого человека свободно выбирать, исповедовать и придерживаться своей религии,
Считая межрелигиозный диалог одним из важнейших инструментов установления мира и согласия между народами и нациями,
Поддерживая усилия Организации Объединенных Наций, других заинтересованных международных и региональных организаций, а также правительств, общественных и неправительственных организаций по развитию диалога между цивилизациями,
Подтверждая значение религии для блага всего человечества,
Осуждая неправильное понимание религии и ее неправомерное использование в качестве инструмента для достижения корыстных, разрушительных и насильственных целей,
Осознавая снижение уровня уважения к святости человеческой жизни и достоинству каждого человека,
Осознавая серьезные вызовы глобальной стабильности, порождаемые бедностью, голодом, неграмотностью, болезнями, безверием, а также ограниченным доступом к чистой воде и здравоохранению,
Осознавая использование эксплуатации, жестокости и насилия как основных инструментов разрешения споров,
Осознавая экологический кризис, имеющий катастрофические последствия для нынешнего и будущих поколений, оказавшихся в тисках глобализации» [2, 137-б.], приняли следующую Декларацию:
«Развитие таких ценностей, как терпимость, истина, справедливость и любовь, должно быть целью любой религиозной проповеди,
Экстремизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии, они представляют угрозу для жизни человека и, соответственно, должны быть неприемлемы,
Многообразие религиозных верований и убеждений должно вести не к взаимному недоверию, дискриминации и оскорблениям, а к взаимному принятию и гармонии, отражающей уникальность каждой религии и культуры,
Религия, признавая терпимость и взаимное принятие как важный инструмент мирного сосуществования всех народов, должна стремиться к большему сотрудничеству,
Образовательные программы и средства массовой информации должны быть важными инструментами для развития позитивного отношения к религии и культурам,
Межрелигиозный диалог является решающим методом общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, стимулирования терпимости, взаимопонимания и гармоничного сотрудничества между различными культурами и религиями, а также способствует преодолению конфликтов и насилия,
Все человеческое сообщество должно стремиться к преодолению ненависти, вражды, нетерпимости и культивирования. Мы должны усилить сотрудничество в развитии духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии. Мы готовы мобилизовать все наши усилия, чтобы не допустить использования религиозных различий как инструмента ненависти и вражды, и защитить человечество от Глобального конфликта религий и культур,
Мы ожидаем совместных действий для обеспечения мира и прогресса для человечества и стабильности в обществах как основы гармоничного мира в будущем,
Мы выражаем благодарность Республике Казахстан и Его Превосходительству Президенту Нурсултану Назарбаеву за инициативу и проведение этого съезда,
Да будут наши обязательства благотворными и да принесут они справедливость, мир и процветание всем народам» [2, 137-138 бб.]. Кроме того, участники съезда, принимая во внимание плодотворный характер диалога о роли религии в установлении мира и согласия на земле и выражая общее понимание необходимости конструктивного диалога между представителями всех мировых религий, приняли Решение об утверждении названия Съезда и постоянного секретариата, а также о проведении съезда не реже одного раза в три года и проведении следующей встречи в столице.
Сам факт сбора лидеров мировых и традиционных религий за одним столом можно считать бесценным прецедентом международного уровня. Если обратиться к истории, нельзя отрицать, что в прошлом имели место кровопролитные войны из-за религиозных различий. Крестовые походы являются одним из доказательств этого. Тем не менее, были и примеры диалога и примирения. В мировой истории христианства особое событие произошло в период патриаршества несторианского патриарха Тимофея (780-819 гг.).
В историографии встречаются неточные сведения о проведении подобного мероприятия, как Съезд мировых религий, в Каракоруме Чингисханом в XIII веке. Тем не менее, вопрос межрелигиозного диалога стал актуально подниматься в последние столетия. Первая официальная встреча христиан и мусульман состоялась 20 декабря 1970 года в Ватикане. Другие важные мероприятия между конфессиями включали исламо-христианскую встречу в Ливане 18 июля 1972 года, исламо-христианский конгресс в Кордове 9-15 сентября 1974 года, христианско-исламский коллоквиум в Тунисе 11-17 ноября 1974 года, а также собрание представителей многих религий для экуменического благословения в Ассизи, Италия, в 1986 году, что открыло путь к диалогу между религиями. Проведение же Всемирных съездов мировых и традиционных религиозных конфессий в Астане способствовало дальнейшему развитию этого межрелигиозного диалога, и наша страна, где проживают представители различных религий, активно участвовала в этом процессе [3, 102-б.].
Поднятие и обсуждение вопроса межрелигиозного диалога на таких международных и местных форумах приводит к признанию того, что религия играет очень важную роль в современном мире, что религия может объединять людей и общество на основе добра и мира, что религия может адекватно отвечать на вызовы и угрозы времени, что религия поднимает нравственную культуру, и что межрелигиозное согласие является благом.
Второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 12-13 сентября 2006 года. Во втором съезде приняли участие 29 делегаций со всего мира, присутствовали религиозные лидеры и общественные деятели высокого уровня, а также большое количество представителей мировых СМИ. Тема Второго Съезда лидеров мировых и традиционных религий называлась «Религия, общество и международная безопасность». По итогам съезда в Декларации, закрепившей их понимание роли религии в современном мире, нашло отражение достигнутое в ходе трехлетнего диалога и совместной работы соглашение, направленное на укрепление роли мировых религиозных лидеров в процессе установления глобального мира. Наряду с итоговым документом «Декларация Второго Съезда лидеров мировых и традиционных религий» были приняты «Принципы межрелигиозного диалога».
Участники съезда обратились с призывом к добрым людям всех религий мира:
– призываем их отказаться от взаимной вражды, распрей, ненависти и жить в атмосфере взаимного уважения, искренности и признания культурного, религиозного и цивилизационного многообразия;
– заявляем о своей решимости приложить совместные усилия для преодоления слепой веры, игнорирования и искаженного толкования других религиозных традиций,