Акорда опубликовала полный текст Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, сообщает «Ұлт ақпарат».
***
ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ – ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ
Дорогие соотечественники!
Уважаемые депутаты Парламента и члены Правительства!
В этом году исполняется 30 лет нашей независимости. Независимость – наша главная ценность.
Благодаря уникальной политике нашего Первого Президента – Елбасы, Казахстан стал известен всему миру как успешная страна.
Наше главное достижение – мы построили новое государство как единый народ. Мы укрепили свои позиции и встали на ноги. Мы стали полноправным членом международного сообщества. Мы сформировали стабильное общество и встали на путь устойчивого развития.
Мы трудимся как единый народ для укрепления нашей государственности.
Независимость – это не пустые лозунги и пламенные речи.
Для нас самое важное – чтобы каждый гражданин ощутил блага Независимости. Главное ее проявление – мирная жизнь в стране, стабильность и спокойствие в обществе. А также улучшение качества жизни народа и уверенность молодежи в завтрашнем дне.
Все наши инициативы направлены на это.
Мы преодолеваем препятствия и трудности на пути к становлению сильной страны. Всего этого мы достигли благодаря благодатному единству и добросовестному труду.
Наша страна стоит на пороге четвертого десятилетия своей независимости. Уже сейчас очевидно, что этот период не будет легким. Поэтому мы должны быть готовы к любым вызовам. Нам необходимо постоянно искать и неустанно двигаться вперед.
Мое сегодняшнее Послание народу Казахстана посвящено следующим вопросам.
I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Казахстан, являясь самой крупной экономикой Центральной Азии, сейчас ощущает последствия пандемии. Однако, несмотря на трудности, мы твердо держим курс.
Мы определили нашу среднесрочную экономическую политику и приняли Национальный план развития до 2025 года и новую систему государственного планирования для регулирования государственных инициатив. Будут утверждены национальные проекты.
Наша стратегическая цель – укрепление нашей лидирующей роли в Центральной Азии и усиление наших позиций в мировой экономике.
В качестве нового подхода к привлечению прямых инвестиций в нашу экономику было введено понятие Соглашения об инвестиционных приоритетах. Мы предприняли конкретные меры по оптимизации квазигосударственного сектора. Мы объединили холдинги «Байтерек» и «КазАгро». Количество дочерних компаний сократилось вдвое, их штат – в полтора раза. Мы создали новый, мощный институт развития.
Во время пандемии государство оказало масштабную и оперативную поддержку гражданам и предпринимателям.
Программа «Экономика простых вещей» доказала свою эффективность. В ходе ее реализации было запущено более 3,5 тысяч проектов. Также было создано 70 тысяч рабочих мест. Общая стоимость произведенной продукции и оказанных услуг составила 3,5 триллиона тенге.
Благодаря программе «Дорожная карта бизнеса» 66 тысяч проектов получили государственную поддержку. Это способствовало созданию и сохранению более 150 тысяч рабочих мест.
Инициатива по досрочному использованию пенсионных накоплений оказала значительное влияние на экономику. Главное – ее социальное воздействие было исключительным. Благодаря этой мере более миллиона наших граждан улучшили свои жилищные условия. Некоторые сократили свои ипотечные долги.
Безусловно, в нашем общем экономическом развитии наблюдается положительная тенденция. Однако мы должны открыто признать, что сегодняшняя ситуация все еще сложна. Поэтому я принял решение продлить программы «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса» до 2022 года. Общий объем средств, выделяемых на эти цели, составит не менее одного триллиона тенге.
Казахстан благодаря низкому государственному долгу и наличию значительных резервов относительно эффективно преодолевает последствия пандемии. Это наше существенное конкурентное преимущество. Мы не должны его утратить.
Однако в последнее время дефицит бюджета увеличивается для выполнения обязательств по расходной части бюджета, и растут трансферты из Национального фонда. Мы не можем постоянно жить по принципу «как по маслу». Наши резервы финансовой устойчивости не безграничны.
Безусловно, необходимо принять меры для увеличения доходов бюджета. В первую очередь, необходимо держать под контролем объем государственных расходов и их эффективное использование.
Для восстановления активов Национального фонда целесообразно ускорить введение бюджетного правила. Необходимые законодательные изменения должны быть приняты до конца этого года.
В целом, стране необходим свод правил управления государственными финансами, в частности, государственным долгом, бюджетной политикой и Национальным фондом.
Прошу Правительство и Национальный банк разработать Концепцию управления государственными финансами до конца года.
Вместе с тем, необходимо продолжать работу по диверсификации экономики, увеличению ассортимента производимой продукции и расширению географии экспорта.
По итогам 2020 года, впервые за 10 лет реализации индустриализации, вклад обрабатывающей промышленности в развитие экономики превысил вклад горнодобывающей отрасли.
Наша среднесрочная цель – к 2025 году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза, довести его до 24 миллиардов долларов. А производительность труда – на 30 процентов.
Разрабатываемый закон «О промышленной политике» должен ответить на вопросы, стоящие перед обрабатывающей промышленностью.
Одна из них – сложность доступа к сырью. Мы должны ввести простое правило: цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем – достаточным.
Правительство должно найти оптимальный путь решения этой важной задачи до конца года.
При этом не следует забывать, что ресурсный потенциал страны полностью не раскрыт, а уровень геологического изучения низок.
Необходимо повысить доступность качественной геологической информации для инвесторов. Для этого следует создать эффективную Национальную геологическую службу на базе разрозненных учреждений, подчиняющихся различным ведомствам.
Этот орган не должен стать монополистом, решающим, кому и как предоставлять недра. Его задача – предоставление комплексных услуг и поддержка инвесторов.
Сфера недропользования, особенно геологоразведка и комплексное изучение недр, нуждается в новом импульсе.
Необходимо довести до конца реформы, начатые в рамках Плана нации. В частности, создать открытую цифровую базу данных геологической информации и сделать ее доступной для инвесторов.
Недра – богатство нации. Предоставление их в пользование «из-под полы» в закрытых кабинетах должно быть признано незаконным. Соответствующие органы обеспечат контроль за этим вопросом.
Следующий вопрос. Чрезмерное вмешательство государства в экономику сдерживает ее рост, приводит к коррупции и незаконному лоббированию.
Государственные предприятия по-прежнему имеют преимущество во многих сферах, пользуются льготами в одностороннем порядке.
Мы начали решать эти проблемы.
Например, в Концепции государственного управления предусмотрены меры по сокращению квазигосударственного сектора и повышению его эффективности, обеспечению прозрачности и подотчетности его деятельности.
Высший совет по реформам одобрил новый план приватизации. Теперь необходим строгий контроль за его исполнением.
Есть и другие проблемы. В частности, отдельные национальные компании и государственные предприятия убыточны. Почему же тогда их первые руководители не несут ответственности?
Правительство должно решить этот вопрос.
Вместе с тем, мы столкнулись с проблемой бесконтрольного роста инфляции. Правительство и Национальный банк списывают все на мировые тенденции и демонстрируют беспомощность перед инфляцией.
Такое оправдание свидетельствует о слабости национальной экономики. Возникает вопрос: «Какова роль наших профессиональных экономистов?»
Главная задача Правительства и Национального банка – вернуть инфляцию на уровень 4-6 процентов.
После реализации антикризисных мер на общую сумму 6,3 триллиона тенге в нашей экономике появились избыточные деньги. Однако сегодня есть отрасли, куда выделенные средства еще не дошли. Банки второго уровня не вкладывают деньги в малые проекты, особенно в сельскую местность.
Поэтому необходимо задействовать потенциал микрофинансовых организаций. Они работают на местах. Они хорошо знают своих клиентов, их бизнес и возможности.
Национальный банк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка должны разработать пакет решений по этому вопросу.
Работа по снижению уровня стрессовых активов также имеет особое значение.
Мы приняли решение, что государство не должно помогать банкирам.
Вместе с тем, необходимо вернуть в экономический оборот ограниченные и заблокированные активы. Однако это следует делать исключительно на рыночной основе.
Для этого должна быть законодательная основа.
Правительство совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка должно внести соответствующий законопроект в Парламент до конца года.
Теперь остановимся на немонетарных аспектах инфляции. Главный из них – цены на продовольствие.
Много говорится о колоссальном потенциале сельского хозяйства Казахстана. Однако проблем в агропромышленном комплексе также немало.
Прежде всего, это неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров.
Ранее я говорил о важности создания сети оптово-распределительных центров. Эта задача выполняется.
Важно обеспечить доступность этих центров для мелких сельхозпроизводителей, в том числе для личных подсобных хозяйств. Нельзя допускать монополизации этого рынка.
Вместе с тем, необходимо осуществлять единый контроль над всеми ценами от производителя до потребителя. Сейчас за эту работу отвечают несколько ведомств. Каждый раз, когда цены взлетают, они вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер начинают ссылаться друг на друга.
Пришло время навести порядок в этой работе. Необходимо разграничить ответственность. Следует определить одно ведомство как главный орган и четко определить взаимодействие остальных.
Правительство должно принять решение по этому вопросу в течение месяца.
Во-вторых, неблагоприятные погодные условия выявили острые проблемы в животноводстве.
Мы приняли оперативные меры и урегулировали ситуацию с дефицитом кормов.
Тем не менее, в этой сфере еще предстоит системная работа.
Следует расширить площади, необходимые для заготовки кормов.
Также целесообразно усилить контроль за соблюдением требования ежегодной смены культур на посевных площадях.
Необходимо широко использовать возможности космического мониторинга и дистанционного зондирования.
Эффективное использование пастбищных земель также очень важно.
Сейчас крестьяне не имеют доступа к пастбищам.
Это потому, что такие земли присвоены некоторыми влиятельными лицами. Более того, они огорожены так, что туда не ступает нога человека.
Акимы, ссылаясь на различные причины и поддаваясь влиянию влиятельных лиц, не могут решить эту проблему.
Правительство совместно с уполномоченными органами должно принять решительные меры для изменения этой ситуации.
Особое внимание следует уделить вопросу обеспечения пастбищными землями скота личных подсобных хозяйств.
Их правовой статус и подходы к поддержке должны быть отражены в отдельном законе «О личных подсобных хозяйствах».
Правительство должно в кратчайшие сроки разработать этот законопроект.
Необходимо усовершенствовать и ветеринарную отрасль.
В этой сфере должно быть четкое разделение задач и компетенций между центром и регионами.
Благополучие и продуктивность скота напрямую зависят от эффективной работы местных ветеринаров.
Это, в конечном итоге, напрямую влияет на благосостояние жителей села.
Если ветеринарная служба не будет соответствовать современным требованиям, невозможно будет увеличить экспорт продукции сельского хозяйства.
Поэтому в этой сфере должна проводиться системная работа.
В частности, меры по цифровизации процессов, сбору и автоматизации данных, подготовке специалистов и увеличению их заработной платы.
Правительство должно принять конкретные меры по реформированию ветеринарной системы до конца года.
В-третьих, в нашей аграрной политике отсутствует преемственность. Смена министра влечет за собой изменение политики отрасли.
В такой ситуации крестьянам трудно планировать дальнейшую работу.
Должно быть единое основное направление.
В соответствии с ним необходимо пересмотреть и стабилизировать подходы к субсидированию.
Следующий вопрос.
Только за последние пять лет на субсидирование было выделено более двух триллионов тенге.
К сожалению, более половины возбужденных уголовных дел, связанных с агропромышленным комплексом, связаны с хищением субсидий.
Этому нельзя допускать.
Необходимо укрепить нормативную базу и внедрить систему эффективного планирования и мониторинга.
Порядок оформления субсидий должен быть понятным и полностью прозрачным.
Субсидии должны быть полностью доступны для малых и средних хозяйств.
Необходимо тщательно рассмотреть подходы к поддержке технологического перевооружения сельского хозяйства.
Около 90 процентов технологий, используемых агропромышленным комплексом, устарели. Их необходимо обновить.
Политика субсидирования сельского хозяйства должна быть согласована с государственной политикой в сфере промышленности.
Правительство и холдинг «Байтерек» должны разработать предложения по этому вопросу.
В целом, главная задача отрасли сельского хозяйства – полностью обеспечить страну основными продуктами питания.
В этом году я подписал закон, полностью запрещающий продажу и аренду сельскохозяйственных земель иностранцам и связанным с ними компаниям.
В Земельный кодекс внесены поправки, стимулирующие казахстанских инвесторов вкладывать средства в развитие сельских территорий.
Эти изменения позволят полностью ввести сельскохозяйственные земли в экономический оборот.
На самом деле, все эти решения окажут положительное влияние на агропромышленный сектор.
Я верю, что благодаря этому сельское хозяйство станет основной движущей силой национальной экономики.
Следующий вопрос. В настоящее время одним из главных факторов конкурентоспособности является максимальная цифровизация.
Для Казахстана трансферт современных цифровых технологий, внедрение элементов Индустрии 4.0 имеет особое значение. Мы должны активно работать с нашими стратегическими партнерами за рубежом.
Вместе с тем, важно развивать и укреплять отечественный IT-сектор. Нашей стране нужны молодые, образованные и инициативные специалисты. В рамках национального проекта по цифровизации необходимо подготовить не менее 100 тысяч высококвалифицированных IT-специалистов.
Экспорт услуг и товаров в цифровой сфере к 2025 году должен достичь не менее 500 миллионов долларов.
Эти и другие задачи требуют полного «цифрового перезапуска» государственного сектора. Главная застарелая проблема здесь – неэффективная интеграция информационных систем государственных органов. Эта проблема должна быть решена кардинально и в кратчайшие сроки.
Во-первых, необходимо создать совершенно новую структуру «Электронного правительства». Все IT-инициативы государственного сектора будут основаны исключительно на новой платформе казахстанского мемтеха.
Эта платформа устранит дублирование, неэффективные расходы и бюрократию. Государственные услуги будут на 100% доступны гражданам со смартфона.
Во-вторых, мы откроем Центр цифровой трансформации, который пересмотрит бизнес-процессы государственных органов и переведет их в цифровой формат.
В-третьих, нам необходимо создать платформу для взаимодействия национальных компаний с IT-сообществом. Цифровые потребности и спрос квазигосударственного сектора должны быть обеспечены в максимальной степени силами отечественных компаний.
В-четвертых, необходимо постепенно расширять и обновлять сеть передачи данных, интегрируя ее с международными коридорами. Необходимо создать современные центры обработки данных, которые смогут обслуживать и соседние страны.
Мы должны уметь реализовать огромный информационно-коммуникационный потенциал нашей страны. В новую цифровую эпоху он будет иметь геополитическое значение.
Казахстан должен стать центральным цифровым хабом для большей части Евразийского региона.
Для выполнения этой задачи мы должны укрепить наш кадровый потенциал. Премьер-министр должен представить мне свои предложения.
Следующий вопрос. Ситуация в Афганистане и усиление глобальной напряженности обязывают нас полностью пересмотреть оборонно-промышленный комплекс и нашу Военную доктрину.
Укрепление нашей обороноспособности и оперативное реагирование на угрозы должны стать приоритетом государственной важности.
Мы должны быть готовы как к внешним угрозам, так и к развитию событий.
Моделирование угроз извне приобретает особую актуальность.
Целесообразно провести стресс-тесты и подготовить сценарии. На их основе будет разработан и скорректирован план действий государственного аппарата.
II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Наш народ не зря говорит: «Первое богатство – здоровье».
Коронавирус стал большим испытанием для сферы здравоохранения.
Эпидемия, охватившая мир, еще не отступила.
Каждый день тысячи наших граждан заболевают, многие уходят из жизни.
Мы незамедлительно приняли меры по борьбе с эпидемией, не теряя времени.
Казахстан – одно из немногих государств мира, разработавших и произведших вакцину против коронавируса.
Нет никаких сомнений в том, что наша вакцина эффективна и безопасна.
Сейчас и другие страны проявляют спрос на QazVac.
В стране достаточно запасов вакцины, у наших граждан есть выбор. Многие страны не имеют такой возможности.
Несмотря на массовую вакцинацию в стране, в обществе все еще много противников прививок.
Они не только отказываются сами, но и ведут контрпропаганду среди населения.
Сколько людей они вводят в заблуждение.
Такие люди должны понять, что они несут ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других.
Поэтому не стоит поддаваться влиянию тех, кто пропагандирует против вакцинации.
Человечество пережило множество эпидемий.
Не следует забывать, что только с появлением вакцин были остановлены опасные болезни.
В будущем в мире могут появиться новые штаммы коронавируса. Эксперты говорят о появлении и других инфекций.
Мы не можем ждать, пока это произойдет, и сидеть сложа руки.
Мы должны адаптироваться к жизни и дальнейшему развитию в таких условиях.
Сейчас очень важно приобрести «бустерную вакцину».
Необходимо как можно скорее закупить вакцины, зарегистрированные во Всемирной организации здравоохранения.
Вместе с тем, всю систему здравоохранения следует подготовить к системе регулярной вакцинации.
Должна быть создана Национальная система прогнозирования биологической безопасности страны.
Эта мера предусмотрена соответствующим законопроектом.
Прошу Парламент принять этот законопроект до конца текущей сессии.
Многие наши лаборатории, проводящие медицинскую экспертизу, не соответствуют международным стандартам.
В рамках проекта «Здоровая нация» необходимо оснастить высокотехнологичным оборудованием не менее 12 лабораторий.
Благодаря этому наши лаборатории будут работать в соответствии с международными требованиями до 90 процентов.
Нельзя допустить ухудшения ситуации, связанной с заболеваниями, не относящимися к коронавирусу.
Во время пандемии плановые скрининги и операции откладываются.
Многие стандартные прививки не ставятся детям. Конечно, этому нельзя позволять.
Необходимо вкладывать значительные средства в сферу медицины.
Эти средства должны быть направлены на инфраструктуру, подготовку специалистов и обеспечение населения лекарствами.
Особое внимание следует уделить фармацевтической промышленности.
Во время борьбы с вирусом мы убедились, насколько важна эта отрасль для конкурентоспособности и безопасности страны.
Поэтому нам необходимо создать Центр лабораторных и технических испытаний медицинских изделий.
Следует активизировать сотрудничество с мировыми фармацевтическими корпорациями.
Необходимо привлекать инвесторов и осваивать передовые технологии и новые исследования в этой области.
Следует увеличить объем офтейк-контрактов с отечественными производителями и расширить ассортимент продукции.
Только 17 процентов наших лекарств и медицинского оборудования – отечественного производства. К 2025 году этот показатель необходимо довести до 50 процентов.
Залог здоровья – физическая культура.
Еще раз повторяю, что необходимо создавать условия для занятий спортом населения и детей.
Акимы областей должны обеспечить постепенное строительство спортивной инфраструктуры.
В целом, в связи с итогами Токийской Олимпиады возник
В начале этого лета по моему Указу Правительством был утвержден Комплексный план по защите прав человека.
Этот важный документ формирует долгосрочную институциональную основу для дальнейшего совершенствования системы защиты прав человека в Казахстане.
В частности, после принятия Комплексного плана началась активная работа по обеспечению гендерного равенства. В связи с этим целесообразно обеспечить максимальную поддержку экономическому и политическому положению женщин в обществе. За эту работу отвечает Администрация Президента.
Целесообразно внести изменения и в Концепцию семейной и гендерной политики.
В системе правозащиты начались существенные изменения.
С 1 июля 2021 года начала функционировать система административной юстиции. Этот институт по-новому выстраивает взаимодействие государственного аппарата и граждан.
Внедряется современная модель судопроизводства, сокращаются излишние судебные процессы.
Законодательно обеспечено, что все противоречия и неясности в законодательстве будут толковаться в интересах граждан и бизнеса.
После внедрения трехзвенной модели усилена защита участников уголовного процесса. С начала этого года не допущено необоснованное привлечение к уголовной ответственности более двух тысяч граждан.
Повысилась оперативность прокурорского надзора. 98 процентов необоснованных решений отменены в течение трех суток. Необходимо поэтапно расширять компетенцию прокуроров по подготовке актов обвинения. Этот шаг повысит их ответственность и укрепит механизмы правовой оценки результатов расследования.
Органы внутренних дел освобождены от ряда несвойственных этой сфере функций. Повышен статус участковых инспекторов. Они получили дополнительные полномочия в сфере профилактики правонарушений.
В нескольких регионах в пилотном режиме начала работать сервисная модель полиции. Следующий этап – расширение ее масштабов. Успех этой работы во многом будет зависеть от участия местных органов власти в этом процессе. Они должны понимать суть новых изменений и оказывать содействие полиции.
Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания практические вопросы борьбы с преступностью.
Обоснованны нарекания граждан в связи с ростом мошенничества. Генеральная прокуратура разработает комплекс мер против мошенничества и финансовых пирамид.
Особый контроль должен быть установлен за профилактикой и пресечением сексуальных преступлений в отношении детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.
Еще одна угроза, ставящая под удар будущее подрастающего поколения, – распространение наркотических средств, в том числе синтетических наркотиков. Поручаю правоохранительным органам максимально пресечь распространение этой угрозы среди граждан, особенно молодежи.
Необходимо продолжать эффективную борьбу с коррупцией. Компетентное агентство должно до конца года представить на утверждение стратегический документ, определяющий нашу программу действий на среднесрочный период.
При этом особое внимание следует уделить искоренению «бытовой коррупции».
Защищая права граждан, не следует забывать о правах правозащитников, в том числе адвокатов.
Необходимо обеспечить безопасность их деятельности и пресекать незаконные действия, препятствующие их работе.
Все вышеуказанные меры являются составной частью нашего стратегического курса, направленного на совершенствование политической системы и дела защиты прав человека.
VII. СЛАЖЕННОСТЬ НАЦИИ – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Сейчас Казахстан вступил в совершенно новую эпоху.
Соответственно, все сферы общественной жизни претерпевают кардинальные изменения.
В условиях, когда мир охвачен нестабильностью и возникает множество новых вызовов, мы должны укрепить свой курс и четче определить свое видение будущего.
Наш главный принцип «Единство – в многообразии» никогда не изменится.
Поэтому гармоничное развитие межэтнических отношений было и всегда будет одним из главных направлений государственной политики Казахстана.
Это не пустые слова. Такую позицию поддерживает подавляющее большинство казахстанцев.
Для наших граждан согласие и толерантность – это реальное проявление жизни, объединяющее культуры и языки, их подлинная сущность.
Мы – единый народ, как сказано в Конституции. В этом наша истинная сила. Поддерживая многообразие мнений, мы пресекаем любые проявления радикализма, не допускаем посягательств на наш государственный суверенитет и территориальную целостность.
Мы должны беречь единство и согласие в обществе как зеницу ока.
Каждый наш гражданин должен понимать, насколько важны межэтнические и межконфессиональные отношения.
Мы всегда умели противостоять раздорам.
Мы не допускаем ущемления человека по языку, национальности, расе, посягательства на чье-либо достоинство, привлекаем к ответственности по закону.
Такие безответственные шаги, противоречащие Конституции, наносят ущерб коренным интересам нашей страны.
Развитие казахского языка остается одним из приоритетных направлений государственной политики.
В этой сфере есть ощутимые результаты.
Казахский язык, по сути, становится языком образования и науки, культуры и делопроизводства.
В целом, сфера применения государственного языка расширяется.
Это закономерное явление, главный тренд жизни.
Поэтому нет оснований говорить, что казахский язык слишком сильно ограничивается.
По Конституции в Казахстане только один государственный язык. Это казахский язык.
Русский язык имеет статус официального языка. Согласно нашему законодательству, его применение не может быть ограничено.
Каждый гражданин, связывающий свое будущее с нашей Родиной, должен стремиться к изучению казахского языка.
Это можно назвать главным признаком патриотизма.
Наши молодые люди, свободно владея другими языками, в том числе русским, ничего не теряют.
Граница между Казахстаном и Россией – самая длинная в мире.
Русский язык – один из шести официальных языков Организации Объединенных Наций.
Поэтому к этому вопросу нужно подходить разумно.
Наша страна должна пропагандировать культуру цивилизованного диалога и взаимного уважения.
Роль Ассамблеи народа Казахстана в этой сфере является исключительной.
Мы должны чувствовать ответственность за нашу Родину и всех ее граждан.
Особое внимание будет уделено эффективному использованию исторического наследия и культурного потенциала страны в деле организации общества и укрепления национальной идентичности.
В этом плане у Казахстана огромные возможности, в том числе он может эффективно представить себя на международной арене.
Тем не менее, нашу политику в этом вопросе необходимо пересмотреть. Сейчас государственный бюджет финансирует проекты лишь отдельных деятелей, которые бездумно распоряжаются бюджетными средствами. Это, конечно, непонятная ситуация.
Молодые и талантливые скульпторы, художники, работники театра, музыканты, писатели осваивают новые жанры и постоянно находятся в поиске. При этом они остаются незамеченными и живут лишь за счет помощи меценатов. По сути, разве культура Казахстана не получает признание на мировом уровне благодаря этим молодым талантам?!
Поэтому Правительство совместно с экспертами должно до конца года представить план конкретных мер, направленных на продвижение новой культуры и ее талантливых представителей.
Целесообразно рассмотреть возможность создания фонда поддержки креативной индустрии.
Место интеллигенции в жизни нашего народа всегда было особенным.
В моменты, когда решалась судьба нации, всегда впереди шли просвещенные граждане.
Они указывали путь заблудшим и направляли молодежь. Словом старцев усмирялся непокорный и возвышался достойный.
Мы не должны утратить это качество, впитанное в нашу кровь.
Сейчас – век Интернета. Потоки бессмысленной информации в нем отравляют сознание