Уважаемый Маралтаи Раимбекович!
Я внимательно прочитал Ваше обращение и заданные вопросы в социальных сетях.
В связи с этим, как человек, которого Вы особо уважаете, как Ваш современник-интеллектуал, знаток родного языка и человек, глубоко осведомленный о состоянии казахского языка, я счел нужным подробно Вам все разъяснить. Также хочу ответить Вам за то, что Вы задали конструктивные и системные вопросы без эмоций и без перехода на личности. Ведь, хотя поддаться чувствам легко, всегда важно докопаться до сути проблемы и стремиться к разумной позиции.
Первое. В своем первом вопросе Вы спросили, не является ли позором то, что спустя 30 лет после обретения суверенитета 90% граждан страны до сих пор знают русский язык, а 30% детей учатся на русском языке.
Что плохого в том, что казахи знают 2-3 языка? Разве наш народ не говорил: «Знай языки семи народов, познай семь видов знаний»? Разве Аль-Фараби, знавший около 70 языков, и наш великий поэт Абай Кунанбайулы, знавший арабский, персидский, чагатайский, русский языки, не поднялись на высоты общечеловеческой духовности? Разве Елбасы, свободно говорящий на двух языках, не сплотил народ, не укрепил наши границы и не провел страну через бурные времена? Разве свободное владение Главой государства Касым-Жомартом Кемелевичем четырьмя из шести официальных языков ООН не наполняет нас гордостью и не открывает путь к решению многих переговоров в пользу страны? Язык – это инструмент, связывающий людей, расширяющий наш кругозор, повышающий наш уровень.
Сейчас мы живем в эпоху глобализации. Главный капитал сегодняшнего дня – информация. Информация находится в руках человека, владеющего языками. Я считаю, что казахскому ребенку необходимо знать много языков, чтобы быть наравне с другими и никому не уступать.
Однако знание русского или английского языка не должно препятствовать освоению казахского языка. Ведь мы – народ, который, говоря «Искусство начинается с красного языка», воплотил свою культуру и традиции в родном языке. Наше духовное богатство и национальный код также отражаются в нашем языке. Одним словом, чтобы узнать казаха, нужно выучить его язык.
Поэтому в годы независимости была проделана системная, очень масштабная работа по развитию казахского языка. Никто не может это отрицать.
Я до сих пор помню, как, приехав из аула и поступив в Алматы, я увидел, что семь из восьми групп на нашем факультете были русскоязычными, и только одна – казахскоязычной. А нынешняя ситуация обратная, то есть за последние двадцать с небольшим лет произошли кардинальные изменения, которые видны невооруженным глазом.
Мы не забыли времена, когда доля казахских школ в стране составляла всего 10%. Сегодня она составляет 70%. Однако это не то, что произошло само собой за один-два года.
Сколько пота было пролито и сколько сил