Откуда начались набеги?!
С какого времени начались джунгарские набеги на казахский народ?! Когда мы учились в школе, мы читали, что калмыки, называемые в истории джунгарами, обосновались между предгорьями Алатау, в месте, которое впоследствии стало известно как «Джунгарские ворота», и проходили через него (некоторое расстояние за левым берегом Алаколя), и что во время весенней суматохи они внезапно начали нападение на казахов. Это представление прочно укоренилось в нашем сознании.
Однако, когда я по заданию газеты оказался на таможне Бахты, у меня возникла мысль, противоречащая этому устоявшемуся мнению. С тех пор прошло четырнадцать лет. Во время долгой поездки на такси из районного центра мы разговорились с водителем.
По пути, переехав реку Эмиль и приближаясь к селу Бахты, мой водитель сказал: «Вы, наверное, слышали, что недалеко от реки Эмиль, которую мы только что пересекли, есть городище, бывший центр Джунгарско-Калмыцкого ханства», — и продолжил разговор. «Жители этой местности хорошо знают это городище», — добавил он. «Я один из них». Слова водителя, сидевшего рядом со мной, очень меня заинтересовали. «Далеко ли отсюда?» — спросил я его. Водитель сказал, что был там раньше и видел его. «Не очень далеко отсюда. Примерно четырнадцать-пятнадцать километров», — ответил он. Конечно, мне было очень интересно глубоко узнать тайны истории нашей родной земли. Раз уж я пишу, разве не правда, что мы, люди пера, стремимся к тайнам и загадкам нашей родины? «Я заплачу дополнительно, может, по дороге обратно заедем туда?» — предложил я, и водитель согласился. Через некоторое время тот же водитель спросил: «Вы знаете Чингис-хан Сай, расположенный между горой Барлык и Джаланашколем?» «Слышал раньше», — ответил я. «Говорят, Чингис-хан, направляясь в поход на Китай, остановился там со своим большим войском на одну ночь и оттуда двинулся дальше». «Да, это правда», — сказал я водителю, который представился мне Аманом.
Приехав на таможню, собрав нужные мне сведения, мы быстро отправились обратно. Наш путь лежал к древнему поселению, бывшему центру Джунгарско-Калмыцкого государства. «Это был не город в современном понимании, а скорее городище, служившее центром сбора, местом проведения хуралов (