Представляем вниманию читателей выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на совещании по эпидемиологической ситуации в стране.
Уважаемые участники совещания!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить эпидемиологическую ситуацию в стране.
В последнее время резко возросло число заразившихся коронавирусом. Ежедневно регистрируется более 5 тысяч новых случаев. Неделю назад мы рассматривали этот вопрос на расширенном заседании Правительства. Тогда Правительство заявляло, что ситуация находится под контролем. Но, к сожалению, положение не улучшается. Наоборот, ситуация ухудшается. Особенно сложная обстановка в столице.
Большинство регионов находятся в красной зоне.
Число пациентов в тяжелом и крайне тяжелом состоянии ежедневно растет. Самое печальное, что мы теряем своих граждан. Поэтому мы должны принять срочные меры. Необходимо подготовить соответствующий план действий и обязательно реализовать его.
***
Мы обсудили важнейшие вопросы, требующие незамедлительного решения.
Повторюсь, наша главная цель – не остановить распространение вируса. Мировой опыт показывает, что это невозможно.
Самое главное – не допустить увеличения числа пациентов в крайне тяжелом состоянии, сохранить жизни людей. Поэтому есть только один путь. Это массовая вакцинация.
Сегодня курс иммунизации завершили около 2,8 миллионов человек — 28 % от подлежащих вакцинации почти 10 млн. человек.
Первым компонентом привита почти половина подлежащего вакцинации населения – это чуть меньше пяти миллиона человек, 49%.
Однако несмотря на хорошую динамику, в разрезе регионов ситуация неоднозначная – от 39-процентного охвата вакцинации в г.Шымкенте до 13-процентного в Мангистауской области. В Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях этот показатель составляет 23%.
Следует говорить предельно откровенно – ситуация, как я уже говорил, крайне тревожная.
Пандемия стала своеобразным экзаменом для руководителей регионов. К сожалению, этот экзамен, как минимум, половина акимов в лучшем случае сдают на «тройку».
В этих условиях многократно возрастает координирующая роль Правительства, здесь позиция стороннего наблюдателя абсолютно неуместна. Нужно усилить координирующую роль Правительства и соответствующих ведомств.
Ситуация, когда отмечались массовые отказы от вакцинации от кори, уже имела место в 2015 году. Тогда довольно успешно поработала группа из представителей министерства здравоохранения, международных организаций -ВОЗ, специалистов республиканских клиник, силовых структур и местных исполнительных органов. Нужно извлечь уроки из прошлого опыта, достаточно успешного опыта.
Следует срочно сформировать выездные бригады для оказания методической помощи регионам с низким охватом вакцинации.
При этом крайне важно учитывать специфику региона, заранее изучить настрой, замерить, так сказать, «температуру».
В работе с людьми, нежелающими вакцинироваться, нужно применять дифференцированный подход. Эта группа далеко не однородна. Причины отказа от вакцинации самые разные. Среди таких людей много и колеблющихся.
Надо всеми средствами, в том числе через социальные сети, убеждать их. В некоторых развитых странах Запада переходят от методов убеждения к мерам принуждения. Мы на это не пойдем, но за исключением особых случаев, связанных с деятельностью крупных трудовых коллективов. Потому что не можем из-за небольшой группы «упертых» антиваксеров ставить под угрозу здоровье наших граждан, обеспечивающих своим трудом благополучие своих семей.
Министерству здравоохранения совместно с министерством информации и общественного развития следует провести независимый социологический опрос в разрезе регионов. Нам нужно четко понять, кто такие антиваксеры, иметь их полный социологический портрет.
Правоохранительные органы также должны подключиться к этой работе. Потому что слишком много конспирологии и откровенно антигосударственных действий. На этой базе нам нужно выработать соответствующие совместные меры по выправлению ситуации.
Следует также учитывать тот факт, что заражения в основном происходят в торгово-развлекательных центрах, кафе и ресторанах. В этих условиях меры предосторожности, включая вакцинацию, приобретают особо важное значение.
Далее. Это проблема нехватки вакцин в регионах. В частности, в г. Алматы, по данным на 16 июля, остаток первой дозы вакцины зафиксирован на уровне однодневного объема вакцинации, то есть примерно чуть меньше 7 тысяч доз. При этом в ряде регионов при средних темпах вакцинации остатки в десятки раз больше алматинских.
Минздраву совместно с регионами нужно правильно прогнозировать темпы вакцинации, а также выстроить систему оперативного перенаправления вакцин с учетом срока годности.
Как я ранее поручал, следует также четко проработать все аспекты транспортировки и хранения вакцин. К сожалению, последние данные показывают, что не все регионы выстроили эту работу должным образом.
Выявлены многочисленные факты нарушения температурного режима хранения вакцин – примерно до 30% прививочных пунктов. Это стало причиной снижения эффективности ее действия.
Еще один актуальный вопрос, тормозящий процесс иммунизации – подложные паспорта вакцинации. Важно оперативно пресекать любые попытки распространения этого негативного явления. На 16 июля возбуждено 65 уголовных дел. То есть работа началась, следует ее активно продолжить. Это очень серьезное преступление. Это фактически действие, направленное на подрыв национальной безопасности. Поручаю создать Межведомственную специальную группу при министерстве внутренних дел, которая будет координировать работу, получать и обрабатывать информацию от общественников и населения.
Поручаю также ужесточить и применить суровое наказание к лицам, допускающим подделку паспортов вакцинации. Я этот вопрос уже поднимал на расширенном заседании. Речь идет о национальной безопасности страны. Поэтому действия должны быть адекватными.
Следующий вопрос, связан с необходимостью расширения линейки вакцин от производителей-лидеров в этой области. Следует проработать вопрос о поставке и выпуске новой российской вакцины «Спутник лайт» на отечественных фармплощадках. С учетом планируемого на сентябрь промышленного выпуска отечественной вакцины QazVac предстоит ускорить ее регистрацию во Всемирной организации здравоохранения. Это работа минздрава и министерства иностранных дел.
Важно организовать работу по продвижению QazVac на рынки третьих стран, в первую очередь, стран СНГ и других сопредельных государств в рамках двусторонних договоренностей. Этим должны заниматься министерство иностранных дел и минздрав под руководством Премьер-министра и его заместителя.
Правительство, прошу взять данный вопрос на особый контроль и доложить о результатах в месячный срок.
В вопросе вакцинации крайне важна солидарная позиция отечественного бизнеса. Ведь без достижения коллективного иммунитета полностью снять санитарные ограничения для бизнеса невозможно.
Как я уже говорил, нам нужно адаптироваться, научиться жить и работать в условиях пандемии.