ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » История Караханидов: родословная предков

История Караханидов: родословная предков

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
17 июня, 2021
in Национальная история
0

ИСТОРИЯ КАРАХАНИДОВ: родословная предков

(Святыня Карахана в Таразе)

История – зеркало народа. Она связывает и продолжает прошлое и настоящее, а также жизненные пути, пройденные человечеством. Каждая страна таким образом оставляет свой след в истории своего развития. Одни возвеличиваются, другие угасают. А наши предки, о которых мы собираемся говорить, – тюркские народы – всегда характеризовались величием и обладанием великой культурой в мировой истории. Следы тюрков, завоевавших мир, до сих пор видны на просторах Евразии и в настоящее время способствовали объединению многих народов в государства. Тюркские государства, основанные Тюркским каганатом, Тюргешами, Карлуками, Караханидами, Каракитаями, показали, что они достигли пределов культурного развития нашей цивилизации и культуры. А мы в этой статье хотим размышлять об историческом происхождении и истоках Караханидского государства и его аристократии, которые привели нашу страну на вершину средневекового расцвета, высоко развив науку и образование.

Прежде всего, давайте обратимся к истории создания и возникновения Караханидской империи и происхождению тюркской знати, ее основавшей. Караханидский каганат впервые появился на исторической арене в X веке. Завоевав Юго-Восточную и Центральную Азию, они сделали своей благословенной родиной Восточный Туркестан, Семиречье, Присырдарьинский, Таласский, Чуйский регионы и Мавераннахр. То есть, создание Караханидского каганата началось с того, что Сатук Богра-хан, считающийся основателем государства, в 940 году сверг правителя Баласагуна и объявил себя Кара-каганом. Именно с этого момента название Караханид закрепилось на страницах истории. На самом деле, когда и в каком веке появилось само название Караханид? Изначально история происхождения этого великого термина связывается с именем человека в древних летописях. В великом произведении выдающегося восточного ученого, персидского и туранского мудреца Фирдоуси, описывающего крупную войну между Тураном и Персией, подробно изображается жизнь знаменитого туранского кагана Афрасиаба. В этих стихотворных строках Фирдоуси также описывает храбрых сыновей Афрасиаба. Он также повествует о доблести старшего сына, Карахана. Именно здесь впервые встречается название Караханид как старший сын Афрасиаба. Многие средневековые источники описывают Карахана как отца легендарного Огуз-хана. В целом, можно понять, что и предок, и сын храброго Карахана были тюркскими каганами, завоевавшими мир. Распространение такой громкой славы, должно быть, заставило задуматься многих знатных потомков ханов. Причина, по которой мы говорим об этом, заключается в том, что даже Чингисхан, завоевавший мир, возводит свою родословную к легендарному Огуз-хану. Великий Амир Темир, составляя свою родословную, также связывал своих предков с предками Чингисхана, и они также восходили к царю Огузу. То есть, тот факт, что прародители великих каганов, в частности, восходят к предку Карахану, а затем к его сыну Огуз-хану, является, конечно, интересным. Но ведь и в этом есть доля правды. Иначе, столько ханов и эмиров не стали бы без причины возводить свою родословную к Карахану – Огузу. Неужели и герой кыргызского народа Манас в своем знаменитом эпосе не просто так ссылается на Карахана как на своего прародителя, а не на кыргыза?!

Прародитель Тюмен-хан,
От Тюмен-хана – Баюн-хан.
От Баюн-хана – Шаян-хан,
От Шаян-хана – Карахан.
От Карахана – Жакып-хан,
Сын Жакыпа – юный Манас,
Глава всего народа – Манас.
– если бы Манас не был потомком Карахана, разве не стали бы так размышлять и воспевать в эпосе «Манас»? (Героический эпос кыргызского народа. Манас. Том 1). Алькей Маргулан, глубоко исследовавший этот эпос «Манас», в своем труде «Древние песни и предания» пишет: «Плодородные южные земли, откуда вышел Манас, – тесно связанные с Таласом, Ферганой, Кашгаром, – указывают на то, что его культурный быт напоминает городскую жизнь в эпоху Караханидов». Действительно, период и места, где жил Манас, относятся к эпохе Караханидов, и он сам в эпосе говорит, что является потомком Караханидов. Мы привели это выше. А по словам Алькея Маргулана, Манас является братом Святого Карахана в Таразе. Алькей Маргулан в этом труде пишет: «По свидетельству Ибн ал-Асира, Жакып (отец Манаса) – брат Шах Махмуда Святого Карахана, основавшего ставку в городе Талас. В конце X века он управлял администрацией в Атбасе и правил этим регионом». Таким образом, они распространяют свою родословную следующим образом: «Сатук Богра-хан – Елек Богра-хан – Харун Бурахан (Святой Карахан), Кадырхан. От Кадырхана – Юсуф, Жакып. От Жакыпа – Манас. Теперь в эпосе «Манас» говорится, что когда Манас и богатырь Алмамбет погибли, обоих похоронили в городе Талас. Алькей Маргулан в том же труде пишет: «Город Талас – изначально известная ставка тюркских каганов, что ясно описывается в записях римского посла Земарха. В эпоху Карлуков и Караханидов Талас – одна из их знаменитых столиц в Семиречье… Социальная жизнь Манаса в основном протекает в окрестностях городов Талас, Мерке, Кулан. По народному преданию, тело Манаса, погибшего в последней битве, было доставлено в Талас (стр. 403)», – уточняет он. Далее: «Баккай, не желая оставлять тело Алмамбета, убитого врагами, на вражеской земле, погрузил его на своего сары ала тулпара и доставил в родную землю – Талас (стр. 411)», – пишет он. Зачем мы все это говорим? Наша мысль заключается в том, что наиболее населенным и наиболее похороненным местом караханидской знати был священный город Тараз. Это подтверждает нашу мысль о том, что город Тараз того периода стал пантеоном великих ханов, где хоронили многих караханидских аристократов.

Таким образом, мы поняли, что от Караханидов вышло много великих личностей и что название Караханид имеет глубокие корни. Однако мнения о происхождении этого названия, которое до сих пор оставалось неизвестным, то есть не получило широкого распространения среди племен, разнообразны. Причина в том, что действительно ли государство, которое мы сегодня называем Караханидским, называлось Караханидским в тот период, или оно называлось под другим названием, нам неизвестно. Нам известно, что каганат получил название «Империя Караханов» по имени правителя, носившего титул «Кара-каган». А понятие «Карахан» – это, по сути, условное название государства. Его ввел в 1874 году ученый В. Григорьев. Иначе, в то время западные страны называли Караханидское государство Элек-ханами или Табгач-ханами, а в арабоязычных документах оно называлось страной Аль-Афрасиаб аль-Хакания. То есть, они были потомками легендарного тюркского хакана Афрасиаба, и не зря государство, основанное ими, называлось страной хакана Афрасиаба.

Неизвестно, на чем основывался В. Григорьев и из какого источника он взял это название. Потому что в большинстве древних источников ханы Караханидского государства записаны как Богра-ханы, Табгач-ханы, Арслан-ханы, Кадырханы, и лишь местами как Кара-ханы. Учитывая это, мы видим, что Кара-ханы упоминаются нечасто. Конечно, мы не отказываемся от названия Караханид, у нас лишь возникает вопрос, как на самом деле назывались представители этой династии в тот период и как они называли основанное ими государство. Мы должны учитывать, что это сыграет большую роль в дальнейшем изучении истории Караханидов. Многие наши ученые писали и говорили об этом термине «Караханид». Некоторые даже выдвигали свои новые идеи о них. Один из них – наш старший брат Хамза Коктанд. В своем научно-исследовательском труде «Четыре забытые истории неба и степи» он пишет: «Государство Кара-гун – Кара-гуниды. Карагуниды – государство Караханидов. Значение слова «государство Караханидов» – это «государство святых ханов». Караханидской страной правили потомки царя Афрасиаба, расселившиеся среди тюркских народов – племя ходжей. В более поздние времена они были отстранены от власти под влиянием персов» (Москва «Касиет» 2001 г. стр. 32), – утверждает он, что название Караханид происходит от названия государства племен, называвших себя Карагунами, потомков гуннов.

Конечно, у нас нет причин возражать против этого. Возможно, так оно и есть. Со временем изменение названия, превращение Карагуна в Карахана – это закономерное явление. Однако перед Караханидской империей существовал Карлукский каганат, правивший в этом регионе 200 лет, не так ли? А основатель Караханидского государства Сатук Карахан считается потомком одного из карлукских аристократов – Кюль Бильге Кадырхана. Тогда возникает вопрос, почему вновь образованное государство называется не Карлукским, а Караханидским? Ведь именно Сатук Богра Карахан, как продолжатель карлукских аристократов, восстановил павший Карлукский каганат? Конечно, многие наши ученые считают Караханидское государство законным преемником Карлукского каганата. Учитывая, что в Таразском регионе и Семиречье проживали племена ягма, чигиль, карлук, дулат, это может быть закономерным. Но в средневековой рукописи ходжев «Насабнама» полководцы, считающиеся арабского происхождения, пришедшие с войной для распространения ислама в Средней Азии, то есть Абд ар-Рахим, считаются основателем Караханидской империи – Сатук Богра-ханом. Таким образом, они возводят свое происхождение к сподвижнику нашего пророка Хазрату Али. Приведем здесь родословную из шести вариантов этой рукописи. Во всех этих рукописях они возводят свое происхождение к прародителю Адаму. «Адам ата – Шис – Унуш – Кайнан – Михаил – Бардайл – Ахнух – Мутушалах – Мадик – Нух – Сам – Сайда – Арфахшад – Салык – Амир – Бала би – Аргын – Аш-Шар – Нарух – Атарух – Азар – Ибрахим – Исмаил – Каидар – Хамд – Самир – Назр – Йашджаб – Ашджаб – ас-Сам – ал-Йаса (имя Хазрата Хидра) – Адр – Адин – Алийа – Маад – Мудар – Илияс – Малик – Хузайман – Кинанат – Надр – Лауйй – Каб – Мурра – Килаб – Кусай – Абд ал-Маннан – Хашим – Абд ал-Мутталиб — от Абу Талиба – Хазрати Али – Мухаммед Ханафиа – Шах Абд ал-Фаттах – Шах Абд ал-Каххар – Шах Абд ар-Рахим баб (Султан Сатук Бугра Кара хан)» – так распространяется родословная. Глядя на эту родословную, мы видим, что Сатук Богра-хан относится к эпохе человека, жившего в 800-х годах. А по записям средневекового ученого Джамала Карши и многих современных ученых, Сатук Карахан жил примерно в 900-955 годах. Так кто кого путает, если между ними разница в 150 лет? А тюркская родословная Сатук Богра-хана распространяется как Кюль Бильге Кадырхан – Базыр Арслан хан – Сатук Богра хан. Если вернуться к вышеуказанной родословной, то Кюль Бильге Кадырхан оказывается на одном уровне с Шах Абд ал-Фаттахом и является внуком Хазрати Али. Конечно, это нелогично.

По этому поводу покойный Абдикарим Абдымомынов в своей книге «Династия Караханидов» также приводит их родословную следующим образом: От Хазрати Али и Карамолдах и Ханафии – Мухаммед ибн аль-Ханафия, от него – Шах Абд аль-Фаттах и Шах Абд аль-Маннан; от Шах Абд аль-Фаттаха – Шах Абд аль-Джафар, от него – Шах Абд аль-Каххар, от него – Шах Абд ар-Рахман и Шах Абд ар-Рахим; от Шах Абд ар-Рахмана – Исхак баб и Абд аль-Джалиль баб. От Шах Абд ар-Рахима в известных нам родословных говорится: «Было трое сыновей», и упоминаются имена двоих. Один – Абд аль-Карим, второй – Абд аль-Хасан» (стр. 59, 2011 г.). Абдикарим ага также пишет на странице 12 своего труда: «Занимаясь родословными ходжей, я часто встречал тех, кто возводил свое происхождение к трем халифам после Пророка (мир ему и благословение) – Хазрату Абу Бакру ас-Сыддыку (да будет доволен им Аллах), Хазрату Омару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах) и Хазрату Осману ибн Аффану (да будет доволен им Аллах). Однако, несмотря на все чудесные хадисы, которые я видел об этих благородных людях, я не встречал хадиса, где Пророк (мир ему и благословение) называл бы их потомков «моим родом»». Причина, по которой мы говорим об этом, заключается в том, что тюркский Сатук Богра-хан, чтобы сохранить свою знатную кровь, не связывал свое происхождение ни с одним другим сподвижником, кроме как с Мухаммедом Ханафией, считающимся потомком пророка. Вот данные родословных, написанные самими Караханидами. Но действительно ли это правильно или неправильно? Все арабоязычные источники называют их тюрками и считают потомками знаменитого тюркского кагана Афрасиаба. Так как же так получилось? Ошибаемся ли мы, или арабские историки? Или сами Караханиды, исказив свои родословные, ввели нас в заблуждение, и зачем это им было нужно? Добавим также, что жена Хазрати Али, Ханафия, была дочерью румского царя, не принадлежавшего к роду пророка, с другой религией и языком. Так как же эта династия может быть родом пророка? Глядя на это, можно прийти к выводу, что эта родословная была составлена вынужденно, нелогично, и является родословной, созданной тюркскими правителями, исповедовавшими ислам, для возвеличивания пророка и почитания его.

В издании «Насабнама» из вышеупомянутого труда, в Аркукской редакции, пишется: «После этого три Падишаха разделились на три группы: Хазрати Абд ар-Рахим баб направился через долину Ширшик в Аргу, Тараз и исламизировал все районы. Оттуда он отправился в Кашгар с 100 тысячами воинов. Там был один падишах. Его прозвище – Тысячеглазый Богра Карахан, а настоящее имя – Бахтан. Он призвал Бахтана к вере, но тот не принял его. Затем он боролся со смертью и убил Бахтана. Погибло 60 тысяч муг-тарсаров, погибло 10 тысяч мусульман. Хазрет Абд ар-Рахим взял в жены дочь Богра Карахана, которая была из племени Кара канглы… Абд ар-Рахим баб построил город в вилайете Яркенд. Абд ар-Рахим получил титул Султан Сатук Богра Кара хан. Его могила находится в вилайете Яркенд» (стр. 109-110), – пишется о том, как Абд ар-Рахим получил титул Сатук Богра хан. Если посмотреть на эти данные, то Сатук Богра хан похоронен не в Артуше в Кашгаре, а в Жетыкенте. Так кто же такой Сатук Богра Святой Карахан в Артуше? Согласно линии Насабнама, Абд ар-Рахим баб отправляет своего старшего сына править Кашгаром. Он правит там под титулом Кылыч Карахан. Сам же он поселяется в южном регионе. Говорят, что священная гробница, называемая Сатук ата в нынешнем южном регионе, принадлежит ему. Значит, Кылыч Карахан, правивший Кашгаром, оказывается Сатук Богра ханом, похороненным в Артуше? Это действительно то, что искажает наши научные основы. Потому что среди составителей родословных есть путаница в именах предков и годах их жизни.

Теперь здесь возникает большая проблема: были ли завоеватели, упомянутые в «Насабнаме», то есть Исхак баб, Абд ал-Джалиль баб, Абд ар-Рахим баб (Сатук Богра хан) арабскими или тюркскими полководцами? Потому что ни в одном из средневековых арабских источников нет упоминания о личности по имени Абд ар-Рахим, то есть нет данных о том, что человек, считающийся Сатук Богра ханом, пришел с войной на тюркскую землю для распространения ислама. Если бы они действительно пришли из Аравии или Ирана, они бы обязательно попали в записи арабских историков и путешественников?! Вот где возникла тупиковая ситуация. Если посмотреть на записи «Насабнама», считающиеся родословными средневековых ходжев, то полководцы, распространявшие ислам в Средней Азии, относятся к 150-му году хиджры. А это, в свою очередь, соответствует 770-776 годам. То есть, это точно совпадает с периодом образования Карлукского каганата. Если заглянуть в этот «Наса

Здесь есть один вопрос, который требует разъяснения: имена Абд ар-Рахим, Абд аль-Карим и Сатук Карахан, по сути, являются разными именами одного и того же человека. Задача состоит в том, чтобы определить, кто из них является Сатук Бограханом. Дело в том, что Абд ар-Рахим — это человек, начавший исламскую войну примерно в 150 году хиджры, то есть в 770-х годах. Это совершенно не совпадает со временем правления Сатука Карахана. Если Абд аль-Карим — это арабское имя Сатука Бограхана после принятия ислама, то в некоторых источниках они упоминаются как два разных человека. В любом случае, главное, что Абд ар-Рахим и Абд аль-Карим — это два разных человека. Я лично считаю, что Абд ар-Рахим — это дед Сатука Карахана, Кул Бильге Кадырхан. Среди народа до сих пор существуют легенды, что мавзолей Карахана в Таразе — это мавзолей Сатука Карахана. А в данных Каллаура и Панкова, упомянутых выше, уточняется, что Карахан баба в Таразе прожил 96 лет и скончался в 866 году. Если взять вариант «Насабнама», то там также пишется, что Шах Махмуд, покоящийся в Таразе, умер около 896 года, и что султан Абд ар-Рахим правил Кашгаром тридцать лет, в свое время носил имя Табгач Бугра хан и не остался в Кашгаре. Известно, что Кул Бильге Кадырхан правил и его основной резиденцией был город Тараз до того, как он провозгласил себя каганом в 840 году в Баласагуне. Таким образом, сравнивая данные, я прихожу к выводу, что на месте нашего святого Карахана бабы в Таразе покоится прародитель Сатука Карахана, Кул Бильге Кадырхан, то есть Абд ар-Рахим. Это абсолютная истина, что этот султан первым исповедовал и распространял ислам. Давайте снова сошлемся на Джамала Карши: «Шаш стал первым городом в тюркском государстве, принявшим ислам. Его жители приняли ислам во времена Бильге Кул Кадырхана». То есть, Бильге Кул Кадырхан первым принял ислам из потомков Афрасиаба и передал его своим потомкам.

Таким образом, именно этот человек основал первый Карлукско-Караханидский каганат. В то время город Тараз был центром Карлукского каганата. Известно, что карлуки много лет давали отпор арабским захватчикам и неоднократно оттесняли их за пределы Ташкента. Однако, за исключением небольшой части элиты, исповедовавшей ислам, большая часть народа его не приняла. Только в 960 году его потомок Сатук Богра хан, сделав религию главным инструментом государства и ведя священную войну, смог объявить ислам государственной религией. Ибн аль-Асир в своем труде упоминает о подлинном принятии ислама тюрками в это время. По его словам, ислам приняли около 200 тысяч тюрков.

Здесь я хотел бы упомянуть еще одну интересную вещь: это вопросы о том, в каком веке и в какие годы жил легендарный Шах Махмуд хан, известный как Аулиеата в Таразе, и как это связано с реальностью… Причина, по которой я это говорю, заключается в том, что легендарная история Шах Махмуда, седьмого потомка Кул Бильге Кадырхана и правнука Сатука Богра хана, смешивается с легендарной историей его деда, Кул Бильге Кадырхана. По исследованиям многих ученых, он правил в Таразе примерно между X и XII веками. Большинство ученых опираются на труд средневекового Ибн аль-Асира «Аль-Камиль фи-т тарих». Ибн аль-Асир в своем труде, написанном с восхищением, пишет о Махмуд хане следующее: «Также Кадырхан оставил Бограхана ибн Кадырхана на троне среди своих сыновей. Ему подчинялись области Тараз и Исфиджаб, но его брат Арслан хан пришел и отнял его царство. Между ними началась война, и Арслан хан в конце концов бежал и был взят в плен. Его посадили в тюрьму, и Богра хан завладел его землями. Затем Богра хан передал царство своему старшему сыну Хусейну (Агры тегин) и объявил его своим наследником. Сыновья Богра хана не были едины. Затем на них напал Тамгач хан, правитель Самарканда», — сообщает он ценную информацию. Из этого видно, что Махмуд Богра хан был правителем владений от Шаша до Кашгара и управлял Восточным каганатом. И в этих данных Ибн аль-Асир уточняет, что Шах Махмуд скончался около 1060 года. Он также говорит о большом количестве его детей, их несогласии и о том, что после смерти отца они стали добычей для других и лишились отцовского трона. Кроме того, говорится, что Шах Махмуд не был святым, а был правителем города Тараз и лишь в последние годы своей жизни стал полновластным правителем Восточного каганата и скончался. Так кому же принадлежит этот мавзолей? Не только этот, в Таразе есть еще один святой Махмуд хан, возможно, это он? Вдоль бурно текущей реки Талас, на высоком холме, находится святой по имени Тектурмас. Согласно народным легендам, его имя также Султан Махмуд хан. Значит, в городе Тараз покоятся два Махмуд хана. Он также является представителем караханидской знати. Но, к сожалению, в народе сохранились только легенды и предания о нем. В легендах также говорится, что Тектурмас жил во времена, когда жил святой Карахан. Предания гласят, что он был сильным полководцем, бесстрашным воином и религиозным человеком. Это также следует учитывать при исследовании и выяснять его происхождение, что является делом будущего.

Еще раз, в своем труде Ибн аль-Асир пишет о Кашгаре: «Кашгар — главный город Туркестана. Он принадлежит Арслану ибн Джусупу Кадырхану. Затем он в течение 15 месяцев принадлежал Махмуду Богра хану, правителю Тараза и Шаша. После его смерти правителем стал Тогрул хан ибн Джусуп Кадырхан. Тогрул хан владел этим владением и Баласагуном. Он правил 16 лет». Как мы видим, Шах Махмуд Богра хан правил Восточным каганатом, центром которого был Кашгар, полтора года. Ученые, опираясь на эти данные, говорят, что Аулие Карахан в Таразе — это именно Махмуд Богра хан. Но это требует выяснения, действительно ли это он или кто-то другой. Потому что мы не должны забывать, что в Таразе было несколько караханидских правителей. И его родословная в двух источниках написана по-разному. Согласно Насабнаме: Сатук Бограхан, от него — Шах Хасан, от него — Абд аль-Азиз, от него — Шах Махмуд. Согласно Ибн аль-Асиру: Сатук Бограхан, от него — Сулейман хан, от него — Хасан Богра хан Харун, от него — Джусуп Кадырхан, от него — Махмуд Богра хан.

Наш покойный Абдикарим Абдимомынов в своем труде «Династия Караханидов», посвященном своим предкам, высказывает мысль, что Аулиеата Карахан в Таразе — это Шах Абд аль-Хасан, брат Абд ар-Рахима. «Шах Абд аль-Хасан Карахани — жил в 780-х годах. Мы знаем нашего святого Карахана бабы Аулиеата в Таразе как этого нашего предка Абд аль-Хасана. («Династия Караханидов». 2011 г. стр. 186). Таким образом, наш брат Абдикарим также относит период жизни нашего святого Карахана бабы Аулиеата к VIII веку, как мы и предполагали. Нетрудно догадаться, что этот период не совпадает со временем жизни Сатука Карахана и приходится на период его прародителя Кул Бильге Кадырхана. Многие данные указывают на то, что Карахан баба в Таразе жил в VIII веке.

Еще один вопрос, требующий исследования, — это история любви между Шах Махмудом Богра ханом и его возлюбленной Айша биби. Об этом в народе сейчас существует несколько легенд. Однако, если изучить период жизни упомянутых в легенде личностей, мы обнаружим, что они принадлежали к разным векам. Мы хотим сказать, что периоды жизни Шах Махмуда хана и Айши биби относятся к разным эпохам. Мы до сих пор пропагандируем, что Карахан, покоящийся в мавзолее Карахана в Таразе, известном как Аулиеата, — это Шах Махмуд хан. Пусть будет так, но как быть с тем, что легенда, пропагандирующая любовь между ним и его возлюбленной Айшей биби, совершенно не соответствует действительности?! Ведь мы предполагаем, что Айша биби родилась примерно в 1185 году. А по данным Ибн аль-Асира, Шах Махмуд хан, правивший Таразом, скончался около 1060 года. Теперь мы также знаем, что Зенги баба, отчим Айши биби, ее предполагаемой возлюбленной, скончался в 1258 году, после эпохи Чингисхана. Разве возрастная разница между Аулие Караханом Шах Махмудом и Айшей биби не составляет целых 150 лет?! Это побуждает критически взглянуть на многие легенды.

Да, многие наши ученые, писатели, журналисты и краеведы высказывали и писали свои мысли об этой легенде и данных о Карахане. Одним из них был писатель, журналист, покойный Б. Абилдаулы. В своей статье «2800 лет Караханидскому государству» от 13 июня 2002 года в газете «Ак жол» он возводит корни караханидской знати к легендарной фигуре Афрасиабу и отсчитывает 2800 лет их государственности. В той

Previous Post

17 июня в Казахстане ожидаются грозы и дождь.

Next Post

Встреча Джо Байдена и Владимира Путина в Женеве завершилась.

Next Post

Встреча Джо Байдена и Владимира Путина в Женеве завершилась.

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.